• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Эмир Катара покинул пост из-за поражения оппозиции в Сирии?

Время чтения: 3 мин
2999

25 июня после проведенных «консультаций с ближайшими родственниками и видными членами общества» эмир Катара шейх Хамад бин Халифа аль-Тани сообщил, что отрекается от престола в пользу сына, 33-летнего Тамима бин Хамад аль-Тани.

Принц Тамим - первый катарский правитель, представитель династии аль-Тани, который пришел к власти без переворота.  Уходящий шейх Хамад бин Халифа аль-Тани захватил престол в Катаре в 1995 году, воспользовавшись отсутствием своего отца в стране, поэтому нынешняя передача власти – это определенный прогресс для Катара. Новый катарский монарх учился в Великобритании и успешно закончил в Великобритании королевскую военную академию Сэндхёрст (Sandhurst). (Ту же академию закончил и король Иордании Абдулла II). Владеет английским, французским и древнеперсидским языками. Скорее всего, смена власти не ограничится только эмиром. Двоюродный брат принца и нынешний премьер-министр Хамад бин Джассим аль-Тани, по всей видимости, тоже уйдет со своего поста, дабы не спровоцировать неуместную, в нынешних условиях, конкуренцию.

Уход эмира можно было бы связать с ухудшением состояния его здоровья, однако, он вполне дееспособен, и эксперты не склонны считать это основной причиной его ухода. Катарские аналитики полагают, что это решение вызвано проблемами в катарской внутренней и внешней политике, в том числе и на сирийском направлении. Редван Ризк утверждает, что к отречению эмира подтолкнуло крупное поражение сирийской вооружённой оппозиции в Эль-Кусейре, для захвата которого Катаром были вложены большие средства, и который, к тому же, является еще и узловой точкой на пути планируемого газопровода из Катара в Европу. Как отмечает эксперт, уход аль-Тани – это лишь «первое падение», за которым последует множество других.

Катар уже потратил на помощь сирийской оппозиции несколько миллиардов долларов. Искренне считая себя единственным центром влияния в арабском мире, Катар поступает соответствующим образом. Допускает нападение на российского посла, в ходе которого у него пытались отобрать пакет с дипломатической почтой – неслыханная, по меркам международного права, наглость, пытается контролировать политическую ситуацию в целом регионе, забывая про свой более чем скромный человеческий и организационный потенциал. Население Катара составляет 2 млн. чел., но коренными катарцами, пользующимися всеми возможными привилегиями, являются лишь около 12 %. Издание The Economist пишет, что катарцы, в основном, с гордостью принимают ту роль, которую играет Катар в странах «арабской весны», однако все чаще задаются вопросом – почему миллиарды долларов, большая часть народного богатства, тратятся эмиром на удовлетворение внешнеполитических амбиций? Что дали нам наши миллиарды в Сирии? - спрашивает один из катарских служащих. Мы не смогли свергнуть Асада, но оставили без крова 4 миллиона сирийцев! – продолжает он. 

Правда, пока подобные высказывания остаются лишь гласом вопиющего в пустыне, так как любые выступления внутри страны с критикой эмира решительно пресекаются. Пожизненное заключение за критику правящих кругов является вполне обычной практикой в Катаре. Уверенности правящим кругам Катара добавляет и тот факт, что Катар пока остается важнейшей составляющей ближневосточной стратегии США, а это значит, что уход Хамада аль-Тани, так же, как и кандидатура принца Тамима аль-Тани, не могли быть не согласованы с Вашингтоном. А если учесть, что именно новый эмир курировал  поставку помощи сирийской оппозиции, будучи первым заместителем командующего катарской армией, то легко предположить, что активность Катара на сирийском направлении только возрастёт.

 

 

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle