• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Суть человека - забота о ближнем

Время чтения: 3 мин
3780

Существует мнение, что арабское слово инсан (человек) восходит к корню со значением «забыть». Однако, вполне возможно, что данное слово восходит также и к корню со значением «симпатизировать». Иными словами, в слове инсан отражается две природы человека: его забывчивость и склонность к общению с себе подобными.  Общение с себе подобными является следствием социального характера человеческого существа. Например, возьмем известный хадис о многочисленных ступенях или степенях веры. В хадисе эти ступени не перечисляются, в нем по восходящей названы лишь два признака: самая первая ступень веры и высшая ее ступень. Итак, первая ступень веры выражается в том, что человек устранит с дороги препятствие, которое создает помехи для передвижения людей. Как видим, человек, которому посчастливилось обладать первой ступенью веры, своими поступками будет стремиться к социальному благу, то есть приносить пользу окружающим. Что же тогда говорить о более высоких ступенях веры?

Интересно, что исследования, проведенные западными учеными, свидетельствуют о врожденном характере именно этой особенности человеческой природы: его социальности, выражающейся в готовности принести пользу окружающим. Исследование было проведено группой ученых из Гарвардского и Йельского университетов. Проблему изучали психолог, специализирующийся в эволюционной теории игр, философ и психолог, биолог-математик. В исследовании принимали участие тысячи респондентов.

Ученые поставили перед собой следующий вопрос: где проходит граница между дурным и хорошим в человеке. Поскольку данный вопрос имел скорее философско-теоретический характер, нежели прагматический, его упростили, заменив следующим предположением: показателем преобладания в человеке добра или зла служит первый импульс, который побуждает его действовать либо эгоистично, либо — в интересах окружающих. Таким образом, упомянутое научное исследование поставило в центр внимания два противоположных друг другу типа принятия решения. На одном конце «исследовательской диагонали» расположилась интуиция (иными словами - чувствование), т.е. «быстрое» решение, а на другом — разум (или размышление), т.е. «долгое» решение. Отметим, что решения, исходящие от интуиции, принимаются неосознанно, то есть до того, как человеческий разум успеет взять процесс принятия решения под свой контроль. Решения, к которым нас приводят размышления, основаны на сознательном управлении ходом мыслей, которое осуществляет разум: он выясняет, определяет, оценивает все стороны решения, взвешивает преимущества и недостатки, и выдает результат. Таким образом, в каждом человеке заложены два способа принятия решений. От того какой способ возьмет верх, зависит то, как человек поступит: либо эгоистично, либо альтруистически. Если задуматься, то мы поймем, что верх берет не тот или иной способ принятия решений, а та сторона человеческой природы, которая в нем укоренена глубже и, которая, возможно, является подлинной сутью человека как духовного существа.

Собственно эксперимент заключался в тестировании участников, а именно: в выборе каждым из них одного из двух предлагаемых вариантов действий при совершении рискованных финансовых предприятий. Участники должны были выбрать одно из двух: поступить как эгоист и приобрести больше в ущерб окружающим, или же наоборот, действовать на благо окружающих, упуская при этом собственную выгоду. При тестировании учитывалось время, потраченное на принятие решения. Оказалось, что решения, которые принимались быстро, по зову сердца, характеризовались более высоким уровнем социализированности, тогда как решения, принятые в ходе размышлений характеризовались более высоким уровнем эгоизма.

Итак, результаты, полученные в ходе описанного выше научного эксперимента показали, что когда участники исследования были вынуждены действовать интуитивно и быстро или если им предлагалось действовать без объяснений, то они выручали значительно больше финансовых средств для общего блага, чем те участники, которым была предоставлена возможность подумать перед принятием решения.

Таким образом, результаты научного исследования свидетельствуют о том, что в людях изначально заложено поведение, ориентированное на достижение социального блага, и первым инстинктом оказывается стремление помочь себе подобным. 

Следовательно, мы можем прийти к подтвержденным наукой выводам о том, какая природа человека является настоящей, присущей ему от рождения, а какая его природа является ненастоящей, то есть привнесенной извне.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle