• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сохранность природы – аманат, возложенный на наместников Аллаха

Время чтения: 4 мин
1933

Природа и все её богатства, включая леса, водоёмы, воздух, землю и небо, – всё это аманат Аллаха Табарака ва Тагаля.

Поэтому бережное отношение к окружающей среде – священная обязанность каждого. Всевышний Господь говорит в Благородном Коране:

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا ثُمَّ اسْتَوَىٰ إِلَى السَّمَاءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ ۚ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴿٢٩﴾ وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً ۖ قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ ۖ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ ﴿٣٠﴾

«Он – Тот, Кто создал для вас все, что на земле [так, чтобы вы могли пользоваться этим], а затем Он приступил к [созданию] неба и придал ему форму семи небес [наилучшим образом]. [Потому что] Он – Всезнающий.
И вот сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле [Адама, отца рода человеческого, как] наместника». Они сказали [не для того, чтобы возразить, а с целью познать мудрость этого решения Всевышнего]: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и чтим Твою святость [свидетельствуя, что Ты пречист от любых недостатков]?» Он [Всевышний Аллах] ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Аль-Бакара, 29-30). 

Посланник Аллаха ﷺ в одном из своих хадисов:

إنْ قامَتِ السَّاعةُ وفي يدِ أحدِكُم فَسيلةً فإنِ استَطاعَ أن لا تَقومَ حتَّى يغرِسَها فلْيغرِسْها

«Если Судный день будет на подходе, а в руке кого-то из вас будет саженец, то пусть он посадит его, если ему это удастся» (Ахмад, 12902).

Нет сомнения в том, что истинный смысл этого хадиса – призыв к совершению благих дел. Иными словами, пока солнце не взойдет с запада, а наша душа не подступит к горлу, мы должны стараться совершить как можно больше благих дел.

В то же время и прямой перевод этого хадиса не менее прекрасен, ведь посадить дерево, поистине, один из самых благих поступков. Аллах Субханаху ва Тагаля дарует нам множество природных богатств, которыми мы вольны пользоваться себе во благо.

Воздух, которым мы дышим, питьевая вода, съедобные растения – всё это вокруг нас. Но если на то не будет воли Аллаха Субханаху ва Тагаля, мы не сможем взять в рот и кусочек из этого, ни глоточка. Есть те, кто с трудом заглатывает даже глоток воды, даже маленький кусок пищи. Всё это – предупреждение для нас.

Важно знать: Что по исламу может считаться садака?

И даже если нам удастся посадить то дерево, то это благой и поощряемый поступок, согласно нашему намерению. Возможно, это дерево будет способствовать очищению воздуха. Если дерево является плодоносящим, вам будет награда за то, что люди, животные и птицы смогут вкушать их плоды.

Пройдут года, дерево разрастется, и в знойные жаркие летние дни путники смогут отдохнуть в его тени. Возможно, нас к тому времени давно не будет в живых. Но, иншаАллах, это дерево станет садакатуль-джария, за которое мы будем получать награду даже после своей смерти, пока оно будет приносить пользу творениям, живущим на земле.

Правда ли, что за хорошее отношение к животным человеку прощаются грехи?

Потому было бы прекрасно, если бы мы бережнее относились к природе. Когда же мы невнимательны к окружающему нас миру, тогда на нас ложится грех нарушения аманата. Ведь Посланник Аллаха ﷺ призывал нас беречь и заботиться о природе всегда и везде, запрещая любой урон даже во время сражений.

По отношению к экологии и сохранности живой природы мы ведем себя как настоящие варвары. Ведь мы сами живем на этой планете, едим то, что на ней растет, при этом, сами же расточительствуем.

В другом хадисе Посланника Аллаха ﷺ говорится: «Любое расточительство – харам».

Как только теплеет, мы тут же спешим на природу, отдохнуть и расслабиться, при этом оставляем после себя горы мусора.

Мы и бровью не поведем, тут же срубим молодое деревцо, которому еще расти и расти, для своего костра. А потом жалуемся, ищем виноватых, что лесов всё меньше, всё реже. Мы не сажаем новые деревья и саженцы и даже не бережем то, что уже растет. Слава Всевышнему Аллаху, что в деревнях еще сохраняются сады, а ведь в черте города насаждений с каждым годом всё меньше.

Люди не стесняются ломать и уничтожать деревья и кустарники, которые специально высаживают в парках. Ведь так поступают не дикие животные, а люди – наместники Аллаха на земле. Хотя Посланник Аллаха ﷺ запрещал без необходимости срывать с дерева даже листья.

Потому мы искренне призываем каждого воспитывать в детях бережное и уважительное отношение к природе, чтобы они с детства привыкали к тому, чтобы не ломать деревья, не издеваться над животными, не загрязнять водоемы и не оставлять после себя мусор. Нам же следует всегда начинать с себя и быть примером для остальных.

8 "зеленых" хадисов от Пророка Мухаммада (мир ему)
Вопросы касающиеся сохранения окружающей среды все чаще поднимаются в последнее время. Правительства стран и ученые ищут пути спасения окружающего мира. Однако Ислам постулировал бережное отношение к природе более 14 столетий тому назад.
19.09.2019
11486

Из книги «Соблюдайте аманат»

Фото: shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle