• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам на родине Баха и Бетховена

Время чтения: 7 мин
4203

Среди жителей европейских стран есть очень распространенные стереотипы. К примеру, они боятся полной исламизации своих государств в течение ближайших 40 лет. Представляете, оказывается, мусульмане пришли на территорию Европы в XX веке с единственной целью исламизировать всех и вся вокруг. Другой, не менее интересный миф – мусульмане активно создают единую общину, при этом социальная, культурная и законодательная ситуации везде идентичны.

Если обратиться к численному составу Восточной Европы, то мы обнаружим очень интересный факт: мусульмане составляют лишь 3,5% всех жителей. Большее число их в Болгарии – 12%, во Франции – 8%, в Австрии около 6%, а в Германии всего 4,4%. Именно о немецком исламе мы с Вами сегодня и поговорим.

История Ислама в Германии начинается в VIII веке. Со времен правления Карла Великого (Шарлемана), произведений Гете и приезда турецких рабочих в 1950-х и 60-х гг., осевших в стране, мусульманская вера стала частью немецкой культуры на сотни лет.

Отсчет эры Ислама в Германии ведется от времен халифа Харуна ар-Рашида. Различные источники сообщают, что Карл начал дипломатические отношения с аббасидским правителем в 797 или в 801 г. Как сообщается, обе страны гарантировали свободу веры для представителей религиозного меньшинства в своих странах.

Во времена Шарлемана (Карла Великого) большая часть иберийского полуострова была уже под контролем мусульман. Они правили этой частью Европы около 800 лет до конца Реконкисты - христианского завоевание Испании и Португалии в 1492 г. Продвижение Ислама в Европе было остановлено век спустя после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

В течение тысячелетия значительную часть Европы сотрясали последовательные военные мусульманские кампании. Однако территория, на которой располагается современная Германия, оставалась практически нетронутой. Конечно, было определенное культурное влияние из Испании. Смешение исламских, иудейских и христианских культур посеяло зерна знаний и сформировало западную цивилизацию.

Сокровища античности, такие как работы Аристотеля, Евклида и Платона, были бы потеряны навсегда без арабов. Большая часть из них была переведена на латынь по приказу архиепископа Раймундо в XII веке. Переводы трудов Аристотеля Ибн Рушдом - известным в Европе как Аверроэс - значительно повлияли на средневековую науку.

Вплоть до XVII в. «турецкая угроза» и страх перед новым походом из Стамбула затмевали нормальные отношения с мусульманами. В 1701 г. ситуация начала меняться. В этот год султан Мустафа II передал свои поздравления прусскому королю Фридриху I по поводу его коронации.

Этот дружеский жест привел к более или менее открытым отношениям между двумя сторонами. Когда герцог Курляндский подарил королю Фридриху I 20 татар-мусульман, захваченных на войне в плен, немецкий монарх предусмотрел для них комнату для молитв, однако выходной у них был не в пятницу, в соответствии с Исламом, а в воскресенье.

Во времена своего правления между 1712 и 1786 гг. Фридрих II («Великий») также довольно дружественно относился к другим религиям: «Ко всем религиям следует относиться терпимо. Корона должна обеспечить равное их положение, и каждому должно быть позволено поклоняться так, как он считает верным». Далее он добавил: «Все религии равны и хороши, когда люди, проповедующие их, – честны».

Чтобы создать противовес Габсбургам, Фридрих II нашел союзника в лице Османской империи. Официальные дипломатические отношения были начаты. 9 ноября 1763 г. первый турецкий посол Ахмед Ресми-эфенди приехал в Берлин с экзотически разодетой свитой из 73 человек, которых радостно поприветствовали жители города. Глубоко впечатленный и немного смущенный таким приемом, дипломат написал султану Мустафе III, что «жители Берлина почитают Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и не боятся признаваться, что готовы принимать Ислам».

Когда следующий посол умер в 1798 г., Фридрих III, правивший с 1770 по 1840 гг., приказал, что тот должен быть похоронен по исламским канонам. Так первой землей, отведенной туркам в Германии, стало исламское кладбище в Берлине.


История Ислама в Германии и немецкий взгляд на религию подверглись серьезному влиянию в эпоху Просвещения. Важной фигурой того времени был Готхольд Эфраим Лессинг, который был одним из ведущих поэтов того времени. Он был сторонником свободы мысли, в том числе, в вопросах религии.

Гегель тоже восхищался Исламом. Иоганн Гете был большим знатоком этой религии. Из-за его хорошего отношения к ней многие мусульмане считали Гете своим поэтом и даже единоверцем.

О жизни мусульман в этот период времени узнавали в основном по рассказам военнопленных и путешественников. Венские композиторы-классики особо восхищались музыкой «Аля турка». Вольфганг Моцарт включил экзотические звуки в увертюру к своей опере о побеге из турецкого гарема. А чего стоит только «Турецкий марш» Гайдна.

Немецкие архитекторы остались под глубоким впечатлением от необычных для Германии элементов в архитектуре, что выразилось во внешнем облике светских зданий, возведенных в стиле мечетей («Красная Мечеть» посреди «турецкого сада» на юге Германии и табачная фабрика Янидзе, построенная в начале XX века в Дрездене).

В 1889 г. кайзер Вильгельм II ездил в Стамбул. 9 лет спустя он совершил визит в Иерусалим и Дамаск, которые тогда принадлежали Османской империи. В последнем он посетил могилу Саладина, который освободил Иерусалим от крестоносцев в 1187 г. Местный религиозный лидер ответил на приветствие немецкого монарха и его слова восхищения мусульманским героем: «Пусть Аллах благословит кайзера».

Во время Первой Мировой войны немцы и турки были союзниками. Многонациональных военнопленных-мусульман держали в двух лагерях - Зоссене и Вунсдорфе неподалеку от Берлина, где у них была прекрасная мечеть, уничтоженная после закрытия лагерей.

Если говорить о современной ситуации, то на немецкой земле проживает около 3 млн. мусульман. Численность последователе Пророка (мир ему и благословение) увеличилась с притоком рабочих, приглашенных в страну для восстановления. Именно они сделали Ислам неотъемлемой частью культурного портрета страны. Турки (с 1961 г.), марокканцы (с 1963 г.) и тунисцы (с 1965 г.) приехали в Германию на работу. Ни прекращение набора рабочих, ни ограничения на приезд их семей не остановили приток мусульманских рабочих. Позже к ним присоединились иммигранты из Ирака, Ирана, Афганистана и Боснии.

Стоит отметить, что мусульмане достигли многого в Германии. Сейчас в немецких бассейнах есть женские дни для мусульманок, причем залы для купания в это время драпируются плотными занавесками, чтобы избежать посторонних. Со многих больниц и школ убраны кресты, на заводах и в общественных учреждениях появились комнаты для намаза. Вопрос разрешения общественным служащим на ношение платка решается в судах, так же как и вопрос преподавания религиозных предметов в школе. В Германии уже дают образование мусульманским учителям и имамам.

Говоря об истории Ислама, нельзя не упомянуть о Доме Всевышнего. Одной из самых основных мечетей для немецких мусульман является Центральная мечеть Кельна, представляющая собой не только мусульманский храм, но и культурный центр. Комплекс также включает в себя обширную библиотеку. Это своеобразный мост между мусульманской и христианской культурами.

Мечеть занимает площадь 4500 кв.метров и вмещает до 4 тысяч прихожан.

Мечеть возводилась в османском архитектурном стиле: стеклянный купол и два 55-метровых минарета. Архитектором является Пауль Бем, который специализируется на строительстве церквей. Стены мечети сделаны  из стекла, что создает атмосферу гостеприимности и открытости. Кроме того дополнительные отделы комплекса, такие как ресторан, холл и магазины открыты для посетителей всех вероисповеданий. На сегодняшний день это самая современная и внушительная мечеть Германии.

Стоит отметить, что в Кельне уже функционируют 30 исламских мест для богослужения.

Одной из самых старых мечетей в Берлине является мечеть Ахмадийя, расположенная в берлинском районе Вильмерсдорф. Она была построена архитектором Xерманном в период 1923—1925 гг. До этого в 1915 году была построена деревянная мечеть за счет средств Германской империи для мусульманских военнопленных (так называемый «Лагерь полумесяца»), которую в 1920-х годах из-за плохого состояния пришлось снести.

У мечети есть минарет высотой в 32 м. Мечеть была сильна повреждена во Второй мировой войне.

Мусульманская святыня принадлежит и поддерживалась Лахорским движением. Из-за нехватки денег и персонала, мечеть в 2007 году, была временно закрыта. С 2010 года мечеть открыта вновь на регулярной основе.

Мечеть Нур, расположенная во Франкфурте на Майне, была открыта в сентябре 1959 сэром Мухаммедом Зафруллой-ханом. Именно здесь однажды возносил мольбу к Всевышнему знаменитый боксер Мухаммед Али.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Социальные комментарии Cackle