• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Правда о «Хизбут-тахрир»

Время чтения: 7 мин
15202

В последние годы среди мусульман России стало распространяться новое движение “хизбут-тахрир аль-ислами”. Насколько соответствует направление этой религиозной группы взглядам, опыту и традициям веками живших здесь мусульман, можем ли мы согласиться с их мнением, рассказал заместитель Муфтия Татарстана Нияз хазрат Сабиров.

- Нияз харат, что представляет собой это движение? Как оно возникло?

- Именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Да будут приняты Всевышним наши искренние приветствия и благословения Посланнику Аллаха Мухаммеду Мустафе (с.а.в.), его семье и сподвижникам!

“Хизбут-тахрир” – это религиозно-политическая группа, их взгляды и действия противоречат Священному Корану, Сунне, ханафитскому мазхабу. Основателем “Хизбут-тахрир” считается Таки ад-Дин ан-Набхани, родившийся в 1909-ом году в Палестине в деревне Ижзим. Таки ад-Дин ан-Набхани с детства обучался Корану, религиозным наукам, затем для совершенствования своих знаний поступил в знаменитый исламский университет аль-Азхар. В 1953 году в Иерусалиме он организовал группу единомышленников, основное направление которой было создание исламского халифата. Затем он переселился в Иорданию. Однако взгляды ан-Набхани не были одобрены правительством Иордании, он был изгнан с территории государства, скончавшись в 1977 году.

- В чем же главном расходится понимание веры в традиционном  Исламе и у приверженцев этого направления?
- Посмотрев на путь, которому следуют приверженцы “Хизбут-тахрир”, можно увидеть его противоречивость, непонимание веры мусульман - людей сунны и согласия (Ахлю сунна валь джамаа), полное игнорирование мазхабов, наследия предшественников – мусульманских ученых 1-го века по хиджре.

В основе нашего традиционного понимания истинной религии Ислам лежат Коран, сунна Пророка (с.а.в.) и мазхаб. Последователи “Хизбут-тахрир” фактически вступают в противоречие  со всем этим. Другими словами, руководствуясь собственным нафсом (эго), они тонут в своем невежестве. Всевышний Аллах говорит в суре “Ниса” в 115-ом аяте:

وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيراً
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيراً

«Кто же вступает в противоречия с Посланником после того, как стала для него ясна правильность данной стези, кто не следует пути верующих, тот получит то направление, которое желает (в этом мире), а (после смерти, Конца Света) Мы введем его в Ад. Сколь же плох этот путь!».

Этот аят считается в Исламе одним из самых важных, подвергающих осуждению. Обратите внимание на его смысл: Всевышний Аллах точно объясняет неотвратимость последствий конкретных предосудительных действий. Чтобы избежать наказания Аллаха необходимо следовать Его книге, Его Посланнику Мухаммаду (с.а.в.), сути религии Ислам, сосредоточенной  во взглядах  Ахлю сунна валь джамаа. Эта позиция ближайших сподвижников Пророка (с.а.в.), поколения табиинов, имама Абу Ханифы, имама Абу Мансура Матуриди и других настоящих мусульманских ученых (да будет милостив к ним Аллах!).

Сподвижник нашего Пророка (с.а.в.) Ирбад ибн Сария (р.а.) передал: “Однажды Посланник Аллаха (с.а.в.) прочитал нам проповеди (вагазы), которые особенно впечатлили нас и вызвали слезы на наших глазах.  Мы спросили: “О, Посланник Аллаха! Ты как будто прощаешься с нами. Какие же советы ты нам оставляешь?”. Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: “Искренне бойтесь Всевышнего Аллаха, будьте покорны поставленным над вами мусульманским правителям (царям, эмирам, ученым, муфтию, казыям). Будьте смиренны, даже если правителем над вами будет поставлен бедный темнокожий эфиопский раб. Воистину, тот, кто будет жить после меня, увидет много ссор, разногласий. Ему надлежит следовать моей сунне, примеру моих праведных представителей (халифов) – сахабов. Уцепитесь вашими зубами в этот путь (сунну) и остерегайтесь нововидений, ведь нововедения - это заблуждение ” (Абу Дауд, Тирмизи).

- Как можно расценить желание “хизбутовцев” построить исламское государство – халифат?   

- Стремление  построить халифат следует из их невежества. По их мнению, при отсутствии халифата допустимо несоблюдение шариата. Их мужчинам разрешается чтение намаза без джамааата, табакокурение, вступление в брачные отношения с женщинами без никаха. Женам дозволяется ходить в узких облегающих одеждах. Да убережет нас Аллах от запретного и сомнительного!

Вот что говорят настоящие мусульманские ученые о халифате: “Исламское государство сначала следует создать в душе, в собственном сердце. Только тогда можно будет его построить и на земле”. Эти слова имеют глубокий смысл. Получается, что у последователей “Хизбут-тахрир” исламское государство не в сердце, а на языке.

Каждый искренний мусульманин в первую очередь должен привести в порядок свое сердце, освободить его от всего, что приводит к греху и наполнить тем, что приводит к милости и довольству Всевышнего Аллаха. Есть известное мудрое изречение: «Хочешь изменить мир, начни с себя». Ведь от состояния сердца одного человека может зависеть и нравственное состояние всего общества. Поэтому наш Пророк (с.а.в.) говорил: «Всевышний Аллах не смотрит на ваше тело и ваши одежды, он смотрит на ваши сердца» (Муслим).

Таким образом, восстановление халифата – это не основная задача мусульманина, у последователей “Хизбут-тахрир” смещены приоритеты: они считают, что для достижения поставленной цели необходимо поменять правителя, при необходимости насильственным путем. Однако такой подход противоречит  пути Пророка (с.а.в.), его сподвижников, табиинов и величайших ученых, а также словам Всевышнего Аллаха, который сказал: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура "Гром", аят 11). Стремление к воссозданию халифата, должно соответствовать пути, по которому следовали Пророк (с.а.в.) и его сподвижники.

- Признают  ли последователи “Хизбут-тахрир” достоверные (сахих) хадисы, традиционные для нас тафсиры Корана?

- «Хизбутовцы» сомневаются в достоверных  хадисах. По некоторым вопросам они выступают против условий веры: отвергают мучения, ждущие грешника в могиле, сомневаясь в достоверности повествующего об этом хадиса. Ими не принимаются многие хадисы, собранные Имамом Бухари. Сомнения у последователей “Хизбут-тахрир” вызывают общепринятые толкования аятов Священного Корана. Аллах  говорит в суре “Верующий”, в 46-ом аяте:

النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ
النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوًّا وَعَشِيًّا وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ

«Огонь, в который их (неверных и лицемеров в их могилах) ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям, - повелел Аллах своим ангелам».

По мнению признанных авторов тафсиров Ибн Касира, ибн Джарира, Муджахида, Зейда ибн Аслама (да будет милостив к ним Аллах) в этом аяте говорится о муках в могиле. “Хизбутовцы” же изменяют основной смысл этого аята.

О муках в могиле существует много достоверныххадисов. Например, в сборнике имама Бухари есть хадис, переданный через Айшу (р.а.):

“Однажды ко мне пришла иудейка  и  сказала: “Да убережет тебя Аллах от мучений в могиле!”. После чего я спросила об этих муках у Посланника Аллаха (с.а.в.). Пророк (с.а.в.)  разъяснил слова иудейки, добавив, что только Аллах может защитить от мучений в могиле”.

Согласно другим хадисам, после того, как тело скончавшегося человека положено в могилу и закрыто землей,  душа вновь возвращается к телу. После этого к душе спускаются два ангела Мункир и Накир, повелевают телу сесть и задают вопросы: “Кто твой Господь? Какая твоя Книга? Какая твоя религия? Кто твой Пророк?”. Верующий человек дает правильные ответы, а неверующий – ничего не может сказать. После этого покойный, в зависимости от правильности ответов и совершенных в течение жизни поступков получает еще в могиле блага или  подвергается мучениям. О страданиях в могиле говорится и в другом хадисе:  “Могила – это нe пустой мир. Для верующего человека  - это один из райских садов, для неверующего - адская пропасть” (Тирмизи).

- Какие другие положения традиционного Ислама подвергаются сомнениям со стороны  “хизбутовцев”?

- Последователи “Хизбут-тахрир” отрицают приход  Аль-Масиха ад-Даджаля - один из самых главных признаков приближения Судного дня, не принимают соответствующих риваятов. Известно, что появление Даждаля (Антихриста) будет сильным испытанием для всего человечества, вызовет мятежи и смуту. Этот лжепророк проявит необыкновенную силу и способность творить чудеса, объявит себя Богом. В одном из хадисов говорится: “...С момента появления на земле первого человека, другого такого искушения как Даджаль не было...”

Также “”хизбутовцы” не верят в появление пророка Исы (а.с.). Согласно хадисам Посланника Аллаха Мухаммада (с.а.в.), когда время прибывания Даджаля в этом мире подойдет к концу, для его уничтожения Аллах пришлет пророка Ису (а.с.). Иса (а.с.), направившись в Байт аль-Макдис (Иерусалим), начнет преследование этого лжепророка.  Настигнув его у горы Баб Людд, Иса (р.а.) убьет Даджаля и вместе с присоединившимися мусульманами разгромит воинство Антихриста - Аль-Масиха ад-Даджаля. Однако последователи "Хизбут-тахрир" не верят и в это тоже!

Да убережет нас Всевышний от всяческих заблуждений! Да посвятим мы нашу жизнь,  научившись истинной религии Ислам, искреннему поклонению Аллаху и благочестивым деяниям!

Записал Абдулла Галеев

Социальные комментарии Cackle