Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как мусульманину следует относиться к деньгам?

6848

Ислам и деньги

Ислам и деньги

Отношение к деньгам и богатству в человеческом обществе всегда было двойственное. С одной стороны, люди всегда стремились к богатству и возможностям, которые оно предоставляет человеку. Но с другой стороны, чувствовали опасность, которая стоит за большими деньгами, - ради обладания богатством люди шли на преступления, затевали войны, проливали кровь. Поэтому существует и другая крайность по отношению к деньгам, что деньги – это зло, что деньги – «грязные», ничего хорошего в них нет.

Исламская религия в отношении к деньгам, как и во всех прочих жизненных вопросах, учит нас проявлять умеренность, предостерегая от крайних позиций – как от бесконтрольного стремления к наживе любой ценой, так и от призыва к крайнему аскетизму.

Чтобы научить людей правильному отношению к денежным вопросам, в нашей религии есть конкретные рекомендации, как человеку следует правильно относиться к деньгам – как их зарабатывать, тратить, что можно делать с деньгами, а чего следует избегать, как быть, если оказался в нужде, и прочее. Далее мы, с помощью Всевышнего, перечислим основные моменты, которые следует иметь в виду человеку в этом вопросе.

1. Зарабатывать деньги следует дозволенным образом

Сообщается, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?», – он ответил: «(Заработанное) человеком трудом его рук и (заработанное) любой честной торговлей».

При зарабатывании денег человеку следует делать это честно – избегая какого-либо мошенничества, обмана, хитрости (особенно, если он занимается торговлей). Наша религия запрещает человеку наживаться на человеческих пороках – занимаясь изготовлением или продажей спиртного, игорным бизнесом. Запретно давать и брать деньги под проценты. Нельзя брать взятки.

При торговле не следует чрезмерно завышать цены на товар – пользуясь, к примеру, тем, что ты являешься единственным продавцом какого-то товара; о недостатках товара следует сообщать покупателю, а не утаивать их. Понимая сколько искушений для человека таится в занятии торговлей, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) как-то сказал людям, что честный торговец будет в Раю наравне с пророками, праведниками и мучениками за веру (Тирмизи).

2. Вовремя отдавать закят

Когда во владении человека оказывается значительное количество средств, он обязан выплатить закят с этих денег (если размер его имущества достиг необходимого для этого размера). Само слово «закят» происходит от слова «очищение». Выплачивая закят, человек очищает свое имущество от тех излишков, которые ему не принадлежат – в противном случае, его имущество станет для него не благом, а наказанием.

«А те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха [не выплачивают с него закят], – обрадуй же их мучительным наказанием. В тот день [в День Суда], когда в огне Геенны будут они [золото и серебро] раскалены и будут клеймиться этим их лбы, и бока, и спины! (И будет им сказано): «Это – то, что вы скопили для самих себя (в земной жизни). Вкушайте же (мучения) (за) то, что вы копили!» (9:34-35).

Закят – это не милостыня, а право бедного человека на свою часть в имуществе человека обеспеченного. Отдавая закят, человек поклоняется Аллаху таким образом и зарабатывает себе награду.

3. Тратить деньги разумно – не скупясь, но и не впадая в бездумное расточительство (исраф)

Если Всевышний даровал человеку достаточное имущество, на нем не будет греха, если он захочет хорошо и красиво выглядеть. Передается, что один сподвижник как-то пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в бедной и изношенной одежде. Пророк решил, что он беден, но расспросив его, узнал, что тот – обеспеченный человек, владеющий большим имуществом. Тогда Пророк (мир ему и благословение) заметил ему: «Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (ат-Тирмизи).

Но если богатые люди начинают швыряться деньгами направо и налево, соревнуясь в том, кто больше потратит, покупая себе роскошные, экстравагантные вещи - пусть даже эти расходы будут формально дозволенными (мы здесь не говорим о явно запретных вещах и развлечениях), - это тоже будет порицаемо, поскольку будет проявлением высокомерия и тщеславия.

Пророк (мир ему и благословение) сказал об этом: «Высокомерие - это отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям». (Муслим). А какой цели хотят достигнуть люди, когда напоказ тратят большие деньги – именно чтобы похвастаться своим богатством.

4. Не расходовать деньги на запретные, греховные вещи

Наша религия далека от идеи о том, что богатый человек менее угоден Богу, чем бедный, но, тем не менее, деньги представляют собой большое испытание для человека. У такого человека появляются знакомые, которые будут склонять его к употреблению спиртного, к общению с женщинами недостойного поведения, к азартным играм, к глупым или опасным развлечениям. Поэтому обеспеченному человеку следует быть вдвойне осмотрительным и мудрым, просить Всевышнего о наставлении и руководстве в правильном расходовании своего имущества.

5. Не скупиться, не жадничать

Когда Аллах одаривает нас имуществом – и даже просто дает нам возможность иметь хороший заработок, мы не должны при этом забывать о тех людях, которые находятся в бедности, в болезни, нуждаются в помощи, - особенно наших родственников, соседей и всех, кто находится рядом с нами. Всевышний многократно предостерегает верующих от скупости и жадности, когда человек, боясь бедности, отворачивается от чужой нужды и отказывает другим людям в помощи:

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (64:16).

«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67).

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (17:29).

Также к проявлению щедрости относится обмен подарками с друзьями, родственниками или иными людьми. В хадисе сказано об этом:

«Рукопожатие прекращает вражду, а обмен подарками усиливает взаимную любовь и освобождает человека от ненависти».

Разумеется, речь идет о дарах от чистого сердца, а не о подарках, сделанных ради нужного знакомства либо угождения важному человеку (и тем более, ради подкупа – это уже будет не подарок, а взятка). Не обязательно, чтобы подарок был очень ценный – это может быть что-то скромное, но подаренное от чистого сердца.

6. Оказывать помощь следует действительно нуждающимся, а не попрошайкам

Иногда добрый, но не очень рассудительный человек начинает раздавать деньги всем, кто у него ни попросит. Это тоже неправильно – оказывая кому-то помощь, следует быть уверенным, что этот человек действительно нуждается в нашей помощи (к примеру, ему нужны деньги на лечение от болезни, у него большие долги, кто-то из его родных попал в беду).

Прежде чем дать человеку деньги, особенно крупную сумму – следует точно узнать, действительно ли он в них нуждается, или вы стали жертвой обычного мошенника. Для этого лучше оказывать людям помощь через проверенные благотворительные фонды, либо тем людям, кого вы лично хорошо знаете.

Не следует давать деньги тем людям, которые побираются на улицах – чаще всего, это профессиональные попрошайки, которые сделали нищенство своим ремеслом. О таком нищенстве в хадисе было сказано, что «кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим).

7. Просить помощи следует только в крайней нужде

Если человек оказался в трудной жизненной ситуации, прибегать к помощи других людей следует лишь в самом крайнем случае. Во всех остальных нужно стараться зарабатывать себе на жизнь своим трудом, а не жить за чужой счет, сидя на шее у обеспеченных родственников или друзей.

В известной истории сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек, жалуясь на свою бедность и прося о помощи. Пророк спросил у него – есть ли у него дома какое-то имущество. Человек сказал, что у него есть кувшин и покрывало.

Пророк (мир ему и благословение) велел принести эти вещи и спросил у сподвижников, не купит ли их кто-то из них. Один человек согласился купить их за небольшую плату – два дирхема (две серебряные монеты).

Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отдал эти деньги нуждающемуся человеку, велел на один дирхем купить еды для семьи, а на второй - купить топор, которым можно будет рубить дрова, продавать их и таким образом зарабатывать себе на жизнь.

Когда через несколько дней тот человек опять пришел к Пророку, оказалось, что он с помощью данного совета смог зарабатывать достаточные деньги на пропитание себе и своей семье. В качестве напутствия Посланник Аллаха сказал ему: «Это твое занятие лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».

8. Избегать долгов

К сожалению, когда людям хочется жить хорошо и красиво, а возможности у них скромные, они начинают жить не по средствам – занимать деньги у людей более обеспеченных, либо брать кредиты в банках. Подобные вещи наша религия тоже осуждает – долги лишают человека достоинства, он начинает либо унижаться (когда ему нужны деньги), либо лгать (когда он вовремя не может вернуть долг). В хадисе предупреждается: «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).

В долг просить можно в крайнем случае – когда человек оказался в очень тяжелой ситуации (ему не на что жить и кормить семью), у него кто-то в семье болеет, и нужны деньги на лечение. Но не тогда, когда хочется поменять телефон или купить новую машину.

Народная мудрость гласит: «Берешь в долг чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда».

И уж совсем плохо будет поступать такой человек, который берет деньги в долг, не думая их потом отдавать. Это является большим злом и притеснением другого человека.

«Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани).

В хадисах сказано, что даже мученик за веру, погибший в сражении, будет спрошен за невозвращенный долг:

«Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в рай, пока не уплатил свой долг» (Ахмад, ан-Насаи и Хаким).

Так что давайте будем стараться разумно и осмотрительно зарабатывать и использовать те блага, в том числе и финансовые, которые нам посылает Аллах. Тогда в нашем имуществе и заработке всегда будет баракят (благо) по милости Всевышнего.

Анна (Муслима) Кобулова

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика