• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Подготовка к совершению Хаджа. Ихрам - особое состояние паломника

Время чтения: 12 мин
9119


Желающему войти в ихрам следует совершить полное ритуальное омовение (гусль)[2] или малое ритуальное омовение (вуду), но все же гусль лучше. Затем (паломник[3]) облачается в две новые или стиранные одежды, изар[4] и рида[5]. Затем, если имеется, то умащается благовониями[6], а потом совершает двухракаатный намаз и произносит:

اَلَّلهُمَّ إِنِّى أُرِيدُ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُ لِى وَتَقَبَّلْهُ مِنِّى

"О Аллах! Я намереваюсь совершить Хадж, облегчи мне это и прими от меня"

Затем, после намаза, произносит тальбию[7]. Если паломник совершает Хадж-Ифрад[8], то перед тальбией совершает намерение на Хадж. Тальбия - это произнесение:

لَبَّيْكَ اَلَّلهُمَّ لَبَّيْكَ لَبَّيْكَ لَا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ لَا شَرِيكَ لَكَ

 "Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!"[9]

И не нужно уменьшать количество этих слов, но добавить можно[10]. Произнесший тальбию входит в состояние ихрама. И ему следует отстраниться от всего, что запретил Аллаха, а также от интимной близости, любых грехов и противоборствований[11]. А также он не убивает дичь, не указывает на нее другим и не исполняет обязанности проводника во время охоты. Он также не одевает рубашку, широкие штаны, чалму, тюбетейку, кафтан[12], а также ичиги[13] но это кроме тех случаев, если не найдет сандалии, и ему следует обрезать ичиги ниже щиколотки. Он (паломник) не покрывает голову[14] и лицо[15].


Не умащается благовониями[16]. Не бреет голову[17] и любые волосы тела. Не укорачивает бороду и ногти. И не одевает одежды крашенной (например) желтым деревом[18], шафраном и сафлором[19], если только она не постирана и от нее не исходит запаха[20]. Находящемуся в ихраме не запрещается мыться, посещать баню[21], находиться в тени дома или ноши, опоясываться ремнем. Ему нельзя мыть голову и бороду мыльнянкой[22]. И увеличивает количество произнесений тальбии после намазов, при поднятии на возвышенность и спускаясь в долину или при встрече с группой паломников, а также на рассвете.


[1] Ихрам – это состояние паломника, отказ человека от некоторых дозволенных для него в обычное время действий во время совершения обрядов Хаджа или Умры. Ихрам является условием действительности Хаджа.

[2] Передают, что Айша (радыяллаху анха) рассказывала:

أنَّ النَّبِىَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ إذَا خَرَجَ إِلَى مَكَّةَ اغْتَسَلَ حِينَ يُرِيدُ أنْ يحرِمَ

"Поистине Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) когда направился в Мекку, то совершил гусль и одел ихрам" (ат-Табарани "аль-Муджам аль-Авсат" 5/138 №4889)

[3] Это касается мужчин, так как женщины, входя в ихрам, особую одежду не надевают, остаются в обычной одежде, оставляя непокрытыми лишь лица и кисти рук.

[4] Специальное полотно ткани, прикрывающее половину тела ниже пояса.

[5] Специальное полотно ткани, прикрывающее верхнюю половину тела за исключением головы, эта ткань накидывается на плечи.

[6] Передают, что Айша (радыяллаху анха) рассказывала:

كُنْتُ أُطيِّبُ رسول الله صلى الله عليه وسلم لإحرامهِ قبل أن يُحْرِمَ

"Я умащала Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) благовониями перед тем, как он вступал в ихрам" (Бухари "Сахих" книга Хаджа №1539)

[7] Передают, что Абдуллах ибн Аббас (радыяллаху анхума) рассказывал:

اغْتسلَ رَسُول الله صلى الله عليه وسلم ثم لبسَ ثيابَهُ فلمّا أتى ذاالحليفةَ صلَّى ركعتينِ ثم قعدَ على بعيره فلما استوى به على البيداء أحرم بالحجِّ

"Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) одел ихрам после того, как совершил гусль. Когда он прибыл в Зуль-хулейфу, то совершил молитву в два ракаата. После этого он сел на своего верблюда и поднявшись на скалу, произнес приветствие для совершения Хаджа" (аль-Хаким "Мустадрак" 1/615 №1638. аль-Байхакы "ас-Сунан аль-Кубра" 5/33 №8727. ад-Даракутни "Сунан" 2/219)

[8] Хадж-ифрадХадж, при котором паломник входит в ихрам только для совершения Хаджа, без Умры. Он называется «ифрад», что означает «отдельный», т.е. без Умры.

 

[9] см. Бухари "Сахих" книга Хаджа №1550

[10] Передают, что Абдуррахман ибн Язид рассказывал:

حججنا فى إمارةِ عثمان بن عفان مع عبد الله بن مسعود رضى الله عنه وزاد ابنُ مسعود فى تلبيته فقال لبّيك عدد الترابِ وما سمعته قبلَ ذلك ولا بعد

"Во время правления Усмана ибн Аффана (радыяллаху анх) я совершил Хадж вместе с Абдуллахом ибн Масудом (радыяллаху анх), когда он произносил приветствие, то говорил: "Приветствую Тебя, о Аллах, количеством песка". Я до этого не слышал никого, кто бы говорил так". (аз-Зайляи "насб ар-райя" 3/121 №9281. аль-Байхакы "ас-Сунан аль-Кубра" 5/121 №9281)

[11] В суре аль-Бакара, аяте 197 Всевышний Аллах говорит:

فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ

"и кто обязался в эти месяцы (совершить) Хадж (войдя в состояние ихрама), то не позволяется приближения (к совершению близости ни словами, ни поступками), и ослушания (повелений Аллаха), и препирательства [споров, которые возбуждают гнев и ненависть] во время Хаджа".

[12] Мужчине-паломнику запрещено одевать сшитую одежду.

[13] По-другому их еще называют хуффы, в наши дни они чаще всего представляют собой непромокаемые кожаные носки, закрывающие щиколотку,  застегивающиеся на молнию, и сверху них надевается обувь.

[14] Это касается мужчин, ибо женщинам дозволяется одевать сшитую одежду. Передают, что Ибн Умар (радыяллаху анхума) рассказывал:

سمعتُ النبىَّ صلى الله عليه وسلم نهى النساء فى إحرامهنَّ عن القفَّازين والنقابِ وما مسَّ  الورسَ والزعفران من الثيابِ ولتلبس بعدَ ذَلك ما أحبّت من ألوان الثيابِ معصفرا أو خَزَّاً أو حليا أو سراويلَ أو قميصًا أو خُفًّا

"Я слышал, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил женщинам во время ихрама одевать перчатки, никаб (т.е. закрывать лицо) и одежды, окрашенные шафраном или желтым деревом. Женщина может одеть одежду любого цвета (кроме вышеперечисленных), одежду из шелка, украшения, шаровары, рубашку или сандалии". (Абу Дауд"Сунан" книга Хаджа №1827)

А так же передают, что Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анхума) говорил:

إحرامُ الرجلِ فى رأسِهِ وإحرام المرأة فى وجهِها

"Ихрам мужчины находится на его голове, а женщины - на ее лице" (аль-Байхакы "ас-Сунан аль-Кубра" 5/47 №8830. ад-Даракутни "Сунан" 2/294)

[15] Это касается женщин покрывающих лицо, им следует знать, что входя в ихрам лицо должно быть открытым.

[16] Передают, что Ибн Умар (радыяллаху анхума) рассказывал, что однажды некий мужчина подошел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и спросил: "Каким должен быть паломник?". Он ответил:

الشَّعِثُ التَّفِلُ

"Всклокоченным и тем, кто не пользуется благовониями" (ат-Тирмизи "Сунан" книга Тафсира №2998)

[17] Сура аль-Бакара 196:

وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّىٰ يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ ۚ

 "И не брейте своих голов, пока не дойдет жертва до своего места (на территории аль-Харама) [в день праздника жертвоприношения, то есть десятого зуль-хиджжы, и в дни ат-ташрик, которые следуют после праздника]". 

[18] ورس  переводится как желтое дерево, которое использовали для покраски одежды (memecylon tinctorium).

[19] Сафлор так же называют: сафлор красильный, американский шафран, дикий шафран, красильный чертополох (лат. Carthamus tinctorius). Встречается как в диком виде — сорняк — так и культивируется специально. На бывшей территории СССР произрастает на Кавказе, в Туркестане, в некоторых местах Курской, Харьковской, Полтавской, Херсонской областей и в Крыму. Кроме того культивируется в Египте, Испании, Китае, США, Южной Америке, Африке. Используется для получения красителей жёлтого, красного и шафранового цвета, в том числе и в пищевой промышленности, например для производства карамели.

[20] Передают, что Ибн Умар (радыяллаху анхума) рассказал, что Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) спросили можно ли надевать одежду после вступления в ихрам. В ответ он сказал:

لا يلبسُ القميسَ ولا العمائمَ ولا السراويلاتِ ولا البرانسَ ولا الخفافَ إلا أخدٌ لا يجد نعلين فيلبسُ خفّينِ وليقطعمها أسفل من الكعبين ولا تلبسوا من الثياب شيئًا مسّهُ زعفران أو ورسٌ

"Нельзя надевать рубашку, чалму, штаны, любую одежду, покрывающую тело вместе с головой, и обувь, целиком покрывающую ноги. Если же паломник не найдет сандалий, то пусть наденет кожаную обувь, предварительно обрезав ее ниже щиколоток. Также не надевайте одежды, окрашенные шафраном или желтым деревом". (Бухари "Сахих" книга Хаджа №1542)

[21] Сообщается,что однажды Умар ибн Хаттаб (радыяллаху анх) сказал Яле ибн Умаййе: "Лей мне на голову воду". Яля сказал: "Но ведь ты в ихраме?". Умар сказал: "Лей, ибо вода не очищает волосы, но только становится причиной их растрепанности". После этих слов Яля произнес имя Аллаха и стал лить ему воду". (аль-Байхакы "ас-Сунан аль-Кубра" 5/63 №8915)

[22] Мыльня́нка, или Сапона́рия (лат. Saponária) — род травянистых растений семейства Гвоздичные (Caryophyllaceae). Название рода происходит от лат. sapo — мыло, по способности корней образовывать пену. Иными словами, нельзя использовать мыло, имеющее запах.

Социальные комментарии Cackle