«Татарский макам – это отражение души народа, его истории и культурных ценностей»
Фото: Ислам-тудей
Макамы – это живая традиция и особая атмосфера
Коран принято читать нараспев, но не произвольно, а с соблюдением определенных правил. У мусульманских народов существуют свои национальные традиции чтения Корана, а в арабской традиционной (исламской) музыке есть свои особенности. Одна из них связана с таким понятием как макам.
Что такое макам? Как он помогает прочувствовать текст и влияет на эмоциональное восприятие слушателя? В чем уникальность татарского макама, и отражает ли он его менталитет? Как идет возрождение татарского макама?
Об этом мы поговорили с экспертом татарского макама, старшим преподавателем кафедры религиозных дисциплин КИУ Нурисламом хазратом Абсалямовым.
– Ассаляму алейкум, уважаемый хазрат! Многие слышали слово «макам», но не все понимают его значение. Не могли бы вы объяснить, что это такое?
– Уа алейкум ассалям! Макам – это система звучания, которая передаёт смысл и глубину содержания Корана, а не просто мелодия или ритм, как предполагают люди, незнакомые с этим понятием. Если говорить простыми словами, это макам подобен ключу, который открывает дверь в мир эмоций и смыслов.
Когда я читаю Коран, используя макам, я словно веду слушателя по пути, который помогает ему глубже почувствовать текст, ощутить его настроение и энергию. Макам создает особую атмосферу, будь то торжественность, умиротворенность или радость.
Фото: пресс-служба РИИ / Ильдар Тазиев
– А какие виды макама существуют, и чем они отличаются друг от друга? Как распределяются макамы: по странам или по народам?
– Существует множество макамов в чтении Корана, которые могут различаться как по странам, так и по народам. Например, у арабов, турков и персов есть свои уникальные макамы, которые отражают их культурные и исторические особенности.
Традиционно считается, что есть восемь классических макамов, которые изучаются в арабских странах. Однако в эту классификацию не включен макам «Хумаси», распространенный в арабском Судане, или татарский, который похож на него. В татарской традиции тоже существуют свои макамы, такие как «Кизляу» или «Шаймурза», связанные с конкретными местами или известными чтецами.
Каждый макам обладает своим уникальным характером: один может быть более энергичным и радостным, другой – спокойным и задумчивым. Различаются они и по структуре, и по используемым звуковым приёмам. Это позволяет каждому народу передавать своё уникальное понимание и восприятие священного текста.
Фото: Ислам-тудей
Татарский макам: будет ли что передать будущим поколениям?
– Как вы считаете, влияет ли макам на эмоциональное восприятие? Макам предполагает импровизацию, как импровизационные элементы могут изменять эмоциональное восприятие произведения у слушателей?
– Безусловно, макам сильно влияет на эмоциональное восприятие. Разные макамы создают разное настроение. Когда я использую определенный макам: я чувствую, как меняется атмосфера вокруг, как слушатели начинают ощущать текст иначе.
Импровизация в макаме добавляет еще больше глубины и выразительности. Ведь каждая импровизация – это момент творчества, когда исполнитель может подчеркнуть важные моменты текста, усилить эмоциональный отклик. Иногда одна небольшая вариация может превратить тихую печаль в глубокую скорбь или наоборот – поднять дух слушателя.
– На праздновании мавлида в Татарстане традиционно исполняют известную касыду «Мавлид» в манере татарского макама. Известно также, что макам используется при рецитации Корана. В воспроизведении каких еще религиозных текстов может использоваться макам?
– Действительно, макам традиционно применяется не только при рецитации Корана, но и в других религиозных текстах. Это ярко выражено в татарской культуре. Например, макам может использоваться при чтении азана, зикров и дуа, а также баитов и мунаджатов. Эта практика объединяет людей через общую культуру, создавая ощущение единства и гармонии.
Фото: Ислам-тудей
Татарский макам отличается своей мелодичностью и эмоциональностью
– Когда возник татарский макам и как развивался? Для каких территорий он был характерен? Почему по вашему мнению утратилась традиция воспроизведения татарского макама?
– Этот вопрос лучше адресовать историкам и краеведам, которые глубоко погружены в эту тему. Со своей стороны могу сказать, что татарский макам имеет глубокие корни, уходящие в древние народные песнопения. Со временем, с приходом ислама, макам стал важной частью религиозной практики, особенно при чтении Корана. Он был распространён среди всех татарских регионов.
Развитие макама происходило постепенно, впитывая в себя как местный фольклор, так и влияния других культур. Однако после революционных событий начала XX века традиция макама начала угасать. Политические и социальные изменения привели к утрате многих уникальных макамов и школ чтения.
Фото: Ислам-тудей
– Каковы отличительные черты татарского макама? В чем его уникальность? Отразился ли в татарском макаме менталитет татарского народа?
– Татарский макам отличается своей мелодичностью и эмоциональностью. Он передает глубокие чувства и настроения, характерные для татарского народа. Одним из ключевых элементов является импровизация, которая позволяет исполнителю выразить личные переживания и добавить уникальный штрих к исполнению.
Уникальность татарского макама заключается в его способности сочетать традиционную мелодичность с духовным содержанием. Это создает особое звучание, которое резонирует с менталитетом татарского народа. Татарский макам – это отражение души народа, его истории и культурных ценностей.

Фото: Ислам-тудей
Сохранение хрупкого культурного достояния
– Возможно ли возрождение татарского макама? Какие специалисты должны над этим работать? Можно ли адаптировать макамы под современные запросы? И использовать для этого современные методы, такие, как ИИ, например? Или, все-таки, макамы – это уже устаревший и устоявшийся метод, который не нуждается в осовременивании?
– Да, возрождение татарского макама возможно, и оно уже находится в процессе реализации. Этот процесс требует активных усилий со стороны специалистов в области вокала, религии и культуры, а также передачи накопленных знаний новым поколениям. Возрождение макама важно не только для сохранения культурного наследия, но и для поддержания связи поколений и укрепления национальной идентичности.
В этой связи важно практическое применение: помимо теории, необходимо вводить практику чтения Корана с использованием макамов, чтобы студенты могли запомнить суры вместе с татарским напевом. Например, некоторые мои студенты уже успешно осваивают этот навык, что подтверждает эффективность методики.
Фото: Ислам-тудей
Священное Писание на татарский лад, или возрождение национальных макамов
А также необходимо активное слушание народных песен и мунаджатов. Это помогает студентам глубже понимать и усваивать макамы, укрепляя связь с народными традициями. Такое погружение в культурный контекст делает обучение более осмысленным и увлекательным.
Современные технологии, такие как искусственный интеллект, могут оказать значительное содействие в анализе и восстановлении древних макамов, а также в создании новых интерпретаций. Однако важно помнить, что макамы – это живая традиция, и любые изменения должны учитывать её историческое и культурное значение. Мы сотрудничаем с мастерами и хранителями традиций, чтобы гарантировать аутентичность и качество передаваемых знаний.

Фото: пресс-служба РИИ / Ильдар Тазиев
Ранее проводились круглые столы в Казанском исламском университете с участием мусульманских религиозных деятелей и представителей искусства, с целью изучения и возрождения татарского макама. Примером же текущих усилий по возрождению макамов служит деятельность Центра подготовки хафизов Корана Казанского исламского университета, где активно ведётся работа по восстановлению и применению татарского макама на практике. В частности, в преддверии Рамадана состоялась запись нескольких сур Корана в традиционном татарском макаме, проведённая совместно с изданием «Миллиард.Татар». Это показывает, насколько важен данный проект для сохранения нашего культурного наследия.
Для успешного возрождения макамов необходимо продолжать активные действия, включая взаимодействие с татарскими вокалистами, организацию конкурсов и внедрение образовательных программ. Процесс требует терпения и настойчивости, так как связан с сохранением хрупкого культурного достояния. Однако такие усилия стоят того, ведь они позволяют формировать свою школу татарских макамов и обеспечивать их дальнейшее развитие.

Фото: Ислам-тудей
Беседовала Ясмин Нуриева