• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Понятие "Нафс" в доктрине ислама

Время чтения: 2 мин
34590

Такое понятие, как «нафс», трактуется исламской доктриной по-разному. Обычно этим термином обозначают животную душу человека (также и джинна), толкающую на совершение плохих, грешных поступков. Нафс – это слепое следование прихотям тела, животным инстинктам. Нафс – это также и обиталище сатаны, злейший враг человека. Считают, что нафс един для всех людей.

Вот пример хадиса о нафсе, который оставил после себя Пророк Мухаммад (мир ему и благослование Всевышнего!):

«Сильный человек – это не тот, который одержал победу над людьми, но тот, что обуздал свой нафс, пребывая в гневе».

Мы привели довольно примитивное толкование понятия «нафс», чтобы дать о нём хотя бы примерное представление. А теперь разберёмся в понятии «нафса« более детально.

Тасаввуф утверждает, что корни всех человеческих устремлений находятся в двух центрах: «рух-и султани« и «рух-и хайвани». Когда человек попадает под воздействие первого центра, называемого «рух-и султани», он совершает хорошие поступки и непрестанно стремится к поклонению Аллаху. Это дух, который сам Аллах вдохнул в человека. Именно поэтому «рух-и султани» – это понятие, которым обозначают всё прекрасное в человеке.

«Рух-и хайвани», в свою очередь, представляет собой некое биологическое начало, поддерживающее в человеке жизнь. Другие названия – «душа», или «нафс». Тождественны ли два последних понятия, сказать сложно. Для более доступного толкования понятия «нафс» обратимся к такому сравнению.

Нафс, как уже было сказано выше, является своего рода животной душой человека. Так вот, если лошадь не подчинить своей воле, не обуздать её дикого нрава, то она не только не довезёт наездника до места назначения, но даже может стать причиной больших неприятностей – скинуть и покалечить человека.

Нафс в исламе, таким образом, представляет собой некий инструмент, благодаря которому можно ещё при жизни на земле обеспечить себе вечное блаженство в мире ином. Именно поэтому не стоит подавлять нафс, отрекаться от него. Его нужно обуздать, превратить в средство достижения вечного счастья. С этой точки зрения удачным является сравнение нафса с двусторонним лезвием ножа.

Нафс имеет неисчислимое количество проявлений. Любые мысли, кроме мыслей об Аллахе, наполнившие сердце человека, также являются проявлением нафса. Единственный способ противостоять нафсу – денно и нощно, всюду быть готовым к борьбе.

Вот пример ещё одно хадиса о нафсе:

«Поистине, настоящий муджахид – это тот, кто сражается со своим нафсом».

Islam Today

Поделитесь информацией с друзьями, сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle