Секреты мастерства и история непревзойденных мусульманских ковров ручной работы
Фото: Shashank Agarwal/ shutterstock.com
История ковроткачества
История самого древнего сохранившегося ковра весьма необычна. Ковер ассирийского происхождения советские ученые обнаружили в одном из захоронений Горного Алтая. Считается, что ему около двух с половиной тысяч лет.
Ковер, как и другие ценности, захоронили вместе с хозяином в его усыпальнице. Видимо, через некоторое время могилу варварски разграбили: унесли почти все, кроме ковра, который оказался неудобной и слишком заметной ношей.
Уходя, грабители не позаботились вновь закопать могилу, обеспечив проникновение воды и воздуха в замкнутое пространство: в результате ковер замерз и благодаря этому избежал гниения. Сегодня он украшает коллекцию Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Изготовление ковров началось задолго до прихода ислама. Персия до арабских завоеваний славилась восхитительными шелковыми коврами. Есть сведения, что дворец Кира Великого в V веке до нашей эры в Пасаргаде был украшен великолепными коврами, и Александр Македонский был впечатлён великолепием ковров, устилающих могилу Кира Великого.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось как функциональное ремесло в среде кочевых племен Центральной Азии.
Практические качества ковра неоспоримы: он защищает от холода и пыли, от палящего солнца, вредных насекомых и даже от змей, которых отпугивает защитный слой ланолина, покрывающий натуральную шерсть.
Ковер был пологом, покрывалом, попоной и занял центральное положение в устройстве человеческого быта. Со временем именно ковер стал синонимом слова «дом», ведь ковер во многих регионах был абсолютно незаменим.
Фото: ahmad.faizal/ shutterstock.com
Какую же лепту внесли мусульмане в развитие ковроткачества? С появлением новых красителей для кожевенного и текстильного производства исламские мастера разработали свои способы нанесения узоров и ткацкие технологии, придавшие их коврам замечательные цвета.
Так, тунисский ученый по имени Ибн Бадис в XI веке провел первооткрывательское исследование чернил, цвета красок и смесей.
Мусульманские ковры были известны не только расцветками, но и качеством. Запрет ислама на изображение живых существ привел к богатству изображения геометрических орнаментов: звезд, восьмиугольников, треугольников и розеток.
Арабески и растительные узоры заполняли поверхность ковра вокруг центрального элемента, создавая ощущение единства.
Фото: zef art/ shutterstock.com
Именно в Золотой век исламской цивилизации был рожден знаменитый персидский ковер. Как правило, это было полотно прямоугольной формы, украшенное сложным растительным орнаментом.
В центральной части ковра зачастую присутствовал медальон изысканной формы, символизирующий центр мироздания, вселенскую гармонию. Композицию завершал так называемый главный бордюр, окаймленный двумя дополнительными.
Считалось, что каждая черта, каждая линия занимала строго определенное ей место, также как и каждое крохотное существо исполняет судьбу, предназначенную ей Создателем.
Фото: Pixel-Shot/ shutterstock.com
Такие ковры скоро завоевали популярность в Европе. Качество и красота повлияло на то, что они стали символами статуса.
Король Англии Генрих VIII, правивший в тысяча пятьсот девятом - 1547 годах, представлен на портрете с исламским узором на кайме его плаща и на занавеске, при этом стоит он на турецком ковре с ушакской звездой. Известно, что таких ковров у него было около четырехсот.
Самыми известными центрами ковроткачества были Персия и Турция, а позднее Индия. Эпоха Сефевидов (XVI-XVII), известная как золотой век иранского искусства, подарила миру великолепные образцы ковров ручной работы.
Кроме турецких изделий, никакие другие не достигали статуса и популярности персидских. Изготовление ковров стало государственным предприятием, и правители Сефевидов установили торговые отношения с Европой при шахе Аббасе.
Фото: Aaron Wong Ting Yi/ shutterstock.com
Экспорт ковров и торговля шелком служили главными источниками дохода и богатства государства. Ремесленники из Тебриза, Кашана, Исфахана и Кермана получали заказы со всей Европы.
Начиная с XIV века турецкое ковроткачество достигло своего наивысшего расцвета, и ковры Османской империи пользовались невероятной популярностью в Европе. Контрастные и энергичные орнаменты, вытканные блестящей шерстью, быстро покорили воображение европейцев. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения турецких ковров на картинах эпохи Возрождения: в работах Ганса Гольбейна Младшего, Лоренцо Лотто, Франциско Сурбарана, Бартоломе Эстебан Мурильо и других знаменитых художников.
Фото: TripDeeDee Photo/ shutterstock.com
Особенно часто их можно увидеть на парадных портретах и в классических алтарных композициях. А у нидерландцев и голландцев ковер часто присутствует в жанровых сценах: в ту эпоху ковром было принято накрывать стол, ведь это был несказанно дорогой элемент декора.
Однако в Европе ковры ткать пока не умели, ведь создание ковра – это невероятно долгий, кропотливый труд, который требует соблюдения множества нюансов и специфического художественного видения для поиска необходимых форм и цветосочетаний.
Ричард Хаклит– духовный деятель и писатель Елизаветинской эпохи, неутомимый собиратель географических сведений, в своей книге «Книга путешествий» писал, что существовал план завоза персидских ковровщиков в Англию: «В Персии вы найдете ковры из грубой ворсистой шерсти, лучшие в мире и замечательно окрашенные; вы должны направиться в эти города и селения и использовать свои средства, чтобы узнать все по порядку об окраске этого ворса, которая такова, что ни дождь, ни вино, ни уксус не оставляют пятен… Если до возвращения вы сможете найти хорошего мастера турецкого ковроделия, вы принесете это искусство в королевство, а также увеличите тем самым производительность вашей компании».
Для чего в мечетях укладывают на пол ковры?
Фото: Dream Expander/ shutterstock.com
Почти через 160 лет под патронажем Королевского общества искусств в 1750-х годах в Англии было создано предприятие, производящее ковры, имитировавшие мусульманские.
В XVII веке ковроткаческие мануфактуры открылись и во Франции. Восточные арабески диссонировали с французским интерьером, поэтому они были заменены на пышные розы, листья аканта, мифологические мотивы и королевские регалии, которые гармонично сочетались с остальными элементами декора и предметами искусства.
К сожалению, из-за открытия мануфактур в Европе, других исторических событий и политических конфликтов в Персии XIX столетия отрасль ковроделия начала приходить в упадок. Однако ковры из Тебриза и Исфахана до сих пор признаются едва ли не самыми лучшими в мире.
Секреты мастерства, передающиеся от поколения к поколению, позволяют достичь подлинного совершенства и в художественном облике, и в практических качествах ковра. С развитием технологий значительным спросом стали пользоваться ковровые изделия машинной работы, однако произведения искусства, выполненные ручным трудом, остаются непревзойденными.
Фото: thehakanarslan/ shutterstock.com
Ихсан Кышкаров