• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламский калейдоскоп: от архитектуры до музыки

Время чтения: 9 мин
379

Фото: elements.envato.com/ YuriArcursPeopleimages

Фото: elements.envato.com/ YuriArcursPeopleimages

Исламский калейдоскоп: от архитектуры до музыки

Еще задолго до сотворения земли и людей Аллах создал Адама (а.с.), первого человека и пророка. Он наделил Свое творение разумом, душой, верой в Единого Бога. Адам (а.с.) первым пришел с истиной в этот мир.

С течением времени, ислам стал быстро распространяться по всему миру, и на сегодняшний день является одной из самых массовых религий. Люди уверовали в Единого Бога, в ислам и последовали за своим Пророком – Мухаммадом ﷺ, покорные Аллаху.

Ислам, возникший в VII веке в Аравии, принес не только монотеизм, но и новые идеи, которые проникли в различные аспекты нашей жизни. Влияние ислама на культуру и искусство ощущается в каждой детали и сегодня: от величественной архитектуры мечетей и мавзолеев до изящных узоров на коврах и керамике, и в том, как звучит этот мир. 

В эпоху истории и культурного развития, величие исламской цивилизации проявлялось в особом мире удивительной архитектурной красоты, где каждая мельчайшая деталь пронизана духом веры, мудрости и изысканности.

Характерные черты исламской архитектуры делают ее узнаваемой и восхитительной. Так, минарет, украшенный узорами и мозаикой, с которого муадзин призывает верующих на намаз – особый элемент.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Профессиональный строитель Алмаз Махмутов вот уже на протяжении трех лет строит мечети и считает, что исламская архитектура является удивительным сочетанием разнообразных стилей, возникших из исламской культуры. Она охватывает как религиозные, так и светские сооружения, отражая глубокие религиозные и культурные ценности исламского общества.

«Этот архитектурный стиль зародился в VII веке на Ближнем Востоке и в дальнейшем распространился на различные регионы мира, оставляя свой след на многих континентах».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Мечеть, по словам специалиста, это важнейшее сооружение исламской архитектуры, которое выполняет не только религиозные функции, но и служит центром социальной жизни мусульманского сообщества.

«Используя уникальную комбинацию архитектурных элементов и узнаваемую геометрическую форму, мечети становятся символами веры и величием исламской культуры. Ее роскошь и утонченность олицетворяют сложность и богатство исламской истории и становятся источником вдохновения для многих поколений архитекторов и художников».

Фото: auriso/ elements.envato.com

Фото: auriso/ elements.envato.com

Архитектура Казани – это удивительное сочетание культурных традиций и духовности. Здания и сооружения, сохранившиеся до наших дней, являются ярким примером влияния исламского искусства и культуры. Особенностью исламской архитектуры в Казани являются мечети – места общего собрания мусульман для молитв и поминания Аллаха.

Визитной карточкой Казани является знаменитая мечеть Кул Шариф – национальный культурный символ и одно из самых красивых сооружений в городе. Культовое сооружение характеризует платформа с купольными помещениями, а также величественные цветные витражные окна.

Еще одним отличием мечетей Казани от мечетей других стран является их дизайн. Казанские мечети богато украшены различными орнаментами и узорами, отражающими традиции и культуру татарского народа. Здесь можно увидеть узоры в виде цветов, листьев и других элементов природы. Это великолепное сочетание форм, роскошных украшений и древних религиозных символов олицетворяют прекрасное наследие исламского искусства.

Фото: 2ikononova/ elements.envato.com

Фото: 2ikononova/ elements.envato.com

В истории Казани произошло замечательное событие, связанное с Екатериной II. В один из дней у мусульман возник вопрос о строительстве высоких минаретов. В то время на строительство минаретов существовали ограничения, но Екатерина II, царица с особым чувством уважения к разным религиям, выслушала просьбу жителей Казани.

Она понимала насколько важно это было для местных людей и согласилась на постройку высоких минаретов, позволяя им олицетворить веру и красоту своей культуры. И вот однажды, когда императрице донесли, что мусульмане в Казани стали строить минареты выше церковных куполов, а именно в мечети Аль-Марджани, она сказала: «Небо не входит в мои владения».

Указ Екатерины II о разрешении строительства минаретов в Казани был издан в 1764 году. Это было отражено в документе под названием «Указ императрицы Екатерины II о дозволении татарам строить мечети и минареты в Казани».

Мечеть Апанаевская. Фото: Ислам-тудей.

Мечеть Апанаевская. Фото: Ислам-тудей.

Когда мечети играли роль не только священных мест, но и центров культуры и образования, зародилась и великолепная литература. Это было время, когда каждый стих, каждое слово несли в себе частицу красоты и мудрости.

Ислам всегда призывал и призывает изучать слово Аллаха. Коран – источник вдохновения для мусульманской литературы во все времена. Многие литературные произведения были написаны с целью толкования и расширения понимания этой священной книги.

Вследствие этого, со временем сформировалась богатая традиция поэзии и прозы, которая является одним из самых популярных и известных проявлений литературы в мусульманском мире. Поэты создают свои стихотворения, отражающие духовную глубину и уверенность в своей вере. Поэзия чаще всего поднимает тему любви к Богу, призывает к благочестию, а также осуждает проявление неверия и человеческие пороки.

Влияние ислама на поэзию проявляется в использовании сложной символики и аллегорических образов, которые позволяют поэтам выразить свои мысли и эмоции. Проза, с другой стороны, также находит свое отражение в мусульманской литературе. Многочисленные романы, повести и рассказы часто описывают события и переживания, связанные с религией и ее влиянием на жизнь людей. Исламское вероучение и нормы обычно выступают в роли основы для исторических и философских произведений.

С древних времен и с самого Кул Гали, любое литературное произведение начиналось с салаватов Аллаху и Его Пророку ﷺ. В произведениях повествовалось о духовных путешествиях героев, постижении религиозных истин и борьбе с моральными проблемами.

Фольклор также является еще одним важным элементом в развитии литературы мусульманского мира. В фольклорных произведениях обычно содержатся уроки морали и осознание роли ислама в жизни общества. Сказки и легенды, передаваемые через фольклор, отражают многообразие культур и традиций мусульман во всем земном шаре.

«Для начала, важно отметить, что мусульманская литература имеет долгую и богатую историю, насчитывающую несколько столетий, – поделилась своим мнением кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Айдарова Светлана Ханиповна. – Хотя исламская литература основана на религиозных текстах Корана, хадисах и таких ученых как Аль-Газали, но она все равно охватывает широкий спектр жанров, от поэзии и притч до прозы и драмы. От классических произведений, созданных в период расцвета исламской цивилизации, до современной литературы.

Произведения мусульманских писателей часто рассматривают моральные дилеммы и жизненные обстоятельства, с которыми сталкиваются мусульмане в разных культурных контекстах. Они могут наблюдать и анализировать сложные вопросы веры, справедливости и человеческой природы, стремясь к поиску истины и гармонии в окружающем мире. Кроме того, достижением мусульманской литературы является развитие поэзии. Она играла и продолжает играть важную роль в исламе, передавая духовные и эмоциональные аспекты исламской веры».

Фото: Prostock-studio/ elements.envato.com

Фото: Prostock-studio/ elements.envato.com

Наряду с этим музыка тоже имеет долгий и интересный путь развития и является одним из глубоких и интересных аспектов исламской культуры. Музыка очень разнообразна: здесь такие жанры, как нашиды, мунаджаты, чтение Корана нараспев, а также народные и национальные жанры, исполняемые в различных регионах мусульманского мира.

Чтобы петь мунаджаты, в первую очередь, человек должен обладать религиозными знаниями, знать историю ислама. Так человек будет чувствовать ответственность на себе за то, что несет аудитория, будь это на арабском или татарском языке, так исполнитель глубже проникается смыслом транслируемого. 

Многие мунаджаты носят назидательно-обучающий характер, пропагандируя те или иные положения священного Коран Карима. Они учат всё начинать с именем Аллаха:

«Бисмилләhи эшләр башы (Имя Аллаха – начало начал).

Бисмилләhи иман нуры (И спутник души, свет веры).

Әйтегез лә сезләр аны (Повторяйте его постоянно)».

Каждый жанр имеет свою уникальность, вследствие чего исламская музыка обладает множеством различных стилей. Один из ключевых аспектов исламской музыки – это ее исполнение. Оно часто связано с религиозными праздниками. Исполнители, как правило, уделяют особое внимание деталям и технике исполнения, чтобы передать глубину и эмоциональность каждой композиции.

Представитель творческого объединения «Рухи моң» Марсель Ахмадуллин по этому поводу сказал: «Вопрос музыки в исламе сложный. Ведь бубен и барабан – единственные инструменты, которые разрешены в исламе. Раньше читали Коран и азан нараспев и от следующих исторических событий религия стала забываться и его заменили на обычные слова. Именно таким образом стали появляться наши современные песни. На самом деле религия человеку дает очень многое и является нашим путеводителем всей жизни, она всегда тесно связана с культурой».

Искусство и культура являются важными элементами нашей жизни. Смешивая их с современностью, мы расширяем наши горизонты и обогащаем нашу жизнь новыми идеями и перспективами. Мы учимся открытому мышлению, адаптируемся к новым трендам и развиваемся вместе с миром. Однако в век технологического прогресса мы обязаны помнить о том, что общество строится на наследии и традициях. Ведь они позволяют нам понять, откуда мы пришли, что мы унаследовали и какое место занимаем в истории, а также придают нам крепкую опору в жизни. 

Исламское искусство призывает к созиданию, миру и гармонии, что делает его одним из самых значимых элементов культурного наследия человечества.

Искусство тазхиб включили в список культурного наследия ЮНЕСКО

Фаткылов Юсуф для газеты «Мөселманнар»

Социальные комментарии Cackle