• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Элементы «чести» в бедуинском обществе доисламской Аравии

Время чтения: 3 мин
4866

Доисламскую эпоху, предшествовавшую ниспосланию Священного Корана, принято называть джахилией, т.е. временем язычества, невежества и насилия. Все же, несмотря на действительную грубость и жестокость времени, свойственные первобытным языческим обществам, в культуре бедуинов высоко почитался ряд достойных качеств и добродетелей, рассмотрению которых посвящена эта статья.  

Жизнь бедуинов в доисламской Аравии была неразрывно связана с определенным племенем, которому они принадлежали. Вопросом «чести» для каждого бедуина была верность семейным  и племенным узам и традициям. Бедуинское племя рассматривало себя в качестве единственного хранителя и носителя традиционных добродетелей, и поэтому все, не принадлежавшие в данному племени, считались людьми второго сорта и племенными законами не охранялись (Фильштинский И.М. История арабской литературы. V - начало X века. – М., 1985. – С. 27.).

У древних арабов предметом гордости была многочисленность детей и племени. Кроме того, мальчики ценились гораздо выше, а девочек нередко хоронили заживо... Ислам, кстати, положил конец этому жестокому обычаю. 

Высокую социальную значимость имела чистота генеалогии, поэтому целомудрие женщины было обязательным. Недостойное поведение женщины наносило ущерб ее семье. Кстати, любовные стихи в честь девушки делали ее обесчещенной в глазах общества, а репутация ее отца считалась запятнанной. (Куделин А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. – М., 2003. – С. 53.).

Каждый отдельный бедуин должен был отличаться щедростью, великодушием, храбростью и воинской доблестью. Одним из наиболее важных элементов «чести» и источником славы была кровная месть. Человек считался оскорбленным, если его упрекали в том, что он не отомстил за смерть отца или деда.  Кровная месть была частым явлением, так как между бедуинами постоянно происходили конфликты и всевозможные разборки, связанные с вопросами собственности, чести и т. д.

Священной обязанностью каждого кочевника, богатого или бедного, было соблюдение закона гостеприимства. Пренебрежение этим обычаем рассматривалось как бесчестие для всего племени.

В глухой древности, когда главной формой накопления и передачи информации было устное воспроизведение, у арабов высоко почитались красноречие и способность запоминать стихи.

Кочевники пустынной Аравии славились удивительной способностью к музыкально-поэтическому творчеству. Умение слагать стихи и песни ценилось в бедуине не меньше, чем храбрость на поле боя, до нас дошли многие великолепные образцы доисламского поэтического творчества. Поэт занимал высокое положение в обществе: он был певцом племенной доблести, хранителем его героических традиций (Фильштинский). Племя гордилось и дорожило своим поэтом.

В эпоху джахилии арабы часто проводили так называемые соперничества в чести (муфахарат). Такие соперничества проходили между двумя племенами, несколькими кланами одного племени (бану) или между отдельными мужчинами, во время которых арабы превозносили свои победы, подвиги и другие добродетели. «Состязания в чести» обычно проходили в ежегодных ярмарках, среди которых наиболее известна ярмарка, проводимая в оазисе Указ возле Таифа, на которую каждое племя посылало своего поэта – певца племенной славы.

 Лейсан Тимергалиева 

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Социальные комментарии Cackle