• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каллиграфия – от древнего искусства к духовной основе

Время чтения: 6 мин
5039

Главным носителем и ретранслятором идей Ислама издревле было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или определённого символа, рисунка. В своё время именно каллиграфическое мастерство стало основой художественного творчества мусульман, искусством изображения слова.

На протяжении всей жизни мусульманина, начиная с прочитанного имамом на ушко новорождённому азана и заканчивая джаназа-намазом, сопровождает человека священное слово Благородного Корана, высеченное на стенах и потолках мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, оформленное в виде картины в рамку и висящее на стене.

Стоит отметить, что в мире ислама каллиграфия признана благороднейшим из изобразительных искусств. Но что такое каллиграфия? Давайте углубимся в историю и терминологию этого древнейшего искусства.

Да, конечно, с каллиграфией можно столкнуться не только в арабском мире, но и в Японии, Китае и других странах. Однако именно в исламском искусстве каллиграфия смогла не просто стать ведущим направлением искусства, но найти своё отражение в разнообразных творческих формах, которые вывели письменное слово далеко за пределы пера и бумаги, органично вплетая его в каждодневную жизнь мусульманина. Именно это позволяет считать каллиграфию оригинальной чертой исламского искусства.

Гениальность исламской каллиграфии заключается не только в бесконечном творчестве и универсальности, но и в равновесии, которое каллиграфы находят между передачей текста и выражением его смысла через формальный эстетический код.

Арабский язык, а впоследствии и само искусство каллиграфии, пользуется большим уважением у мусульман, потому что арабский был языком, на котором Коран был открыт пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего). Текст Корана является священным для мусульман, и его высокий статус породил соответствующее уважение к книгам в целом. Но очень важно понимать, что далеко не вся арабская каллиграфия религиозна по своему содержанию. Как правило, каллиграфические надписи на произведениях искусства включают в себя цитаты из Корана или других религиозных текстов.

Почему Коран ниспослан именно на арабском?
Задаваясь вопросом почему Коран ниспосылался на арабском, первое, о чем стоит задуматься...
12.02.2020
15298

Как развивалась каллиграфия

Первый официальный каллиграфический стиль – куфический – получил своё имя благодаря иракскому городу Куфа. Он использовался во многих ранних рукописях Корана. Интересно, что такое же название принадлежит и второму стилю письма, который получил свою известность лишь в X веке. Эти новые, более угловатые стили стали включать в себя множество причудливых вариантов, таких как лиственный (украшенный завитками листьев) и флористический (украшенный цветочными формами). Такой стиль использовался уже при чеканке монет, украшении керамических изделий и изготовлении архитектурных надписей.

Пока второй куфический стиль развивался на Ближнем Востоке, в мусульманской Испании и Марокко стало приобретать известность новое направление каллиграфии. Арабское название этого западного региона – Аль-Магриб, и поэтому новый стиль был назван Магриби. Некоторые каллиграфы в регионе до сих пор используют в своей работе магрибский стиль. На Востоке исламского мира куфический стиль постепенно сошёл на нет уже к XIII веку, а на смену ему пришли более округлые стили, которые используются в каллиграфии и по сей день.

Возможно, новые, более пластичные стили появились на Востоке потому, что бумага пришла на смену пергаменту и папирусу. Поверхность бумаги можно было размять (покрыть крахмалом) и натереть камнем до необычайно гладкой и глянцевой консистенции. Перо двигалось по этой поверхности с большой лёгкостью.

Другим фактором было использование пера, сделанного из тростника. Наконечник был сделан путём разрезания конца тростника ножом. Различные вариации разрезания наконечника позволяли создать разные эффекты. Более поздние, округлые письмена были написаны с помощью пера, вырезанного под косым углом, что позволяло каллиграфу создавать как толстые, так и тонкие линии, прибавляя изящества и добавляя разнообразие письму. Ширина пера также была важна: для более крупного письма требовались более широкие перья, чтобы ширина линии оставалась пропорциональной общему размеру письма.

Ещё одним основным компонентом в формировании стиля был характер базовой линии. Во многих письменах воображаемая линия, на которой были написаны буквы, была строго горизонтальной. В других случаях каждая новая группа букв начиналась выше базовой линии, а затем наклонялась вниз влево, чтобы встретиться с ней. Арабский шрифт, в отличие от английского, читается справа налево. Эти «висячие» скрипты изначально были разработаны как средство безопасности для официальных документов, поскольку они располагались очень близко друг к другу, что позволяло предотвратить несанкционированные добавления.

Украшение каллиграфии

Помимо того, что работы, выполненные каллиграфами, отличались особой красотой и элегантностью, существует немало способов, позволяющих сделать работу ещё более эстетичной. Сами слова могли быть написаны золотом или другими цветами, за исключением чёрного. Кроме того, каллиграфы часто комбинировали различные размеры, цвета и стили текста для разных фраз или разделов текста (но всегда придерживаясь правил пропорциональности внутри каждого раздела).

Статус каллиграфа

Каллиграфы были одними из самых уважаемых художников в исламских обществах, остаётся так и по сей день. Такой высокий статус был основан не только на превосходстве их работы, но также и на возвышенности их учителей. В результате сложилась целая литературная традиция, в которой история каллиграфии понималась как цепочка передачи между мастерами и учениками, охватывающая очень длительные исторические периоды.

Обучение искусству каллиграфии могло занимать много лет, при этом ученик учился точно копировать модели, предоставленные учителем. Только после того, как ученик полностью овладевал этими принципами, он мог стать мастером и начать создавать новые работы. Таким образом, обучение каллиграфии было похоже на обучение другим профессиям.

Многие люди, изучавшие каллиграфию, довольствовались тем, что прекращали обучение, когда получали достаточно знаний и навыков, чтобы зарабатывать себе на жизнь простым переписыванием уже существующих работ. Иные изучали каллиграфию, чтобы освоить другие профессии, к примеру, стать канцелярским писарем. Эти люди переписывали официальные документы для правителя, используя отличительные стили письма.

Каллиграфы, продвинувшиеся дальше всех, создавали самые изящные рукописи. Их работа стоила дорого, и они обычно работали по поручениям самых богатых членов общества, как правило, султанов, шахов и других правителей. Лучшие из них часто работали непосредственно во дворце правителя. Как только текст был закончен, книга оформлялась художниками и ремесленниками.

Лучшим каллиграфам поручали создавать композиции, которые могли быть выполнены на разнообразной основе. Эта задача отличалась от простого копирования текста. Каллиграф должен был разработать надпись, чтобы заполнить всё имеющееся в его распоряжении пространство сбалансированным образом и в соответствии с правилами конкретного стиля письма.

Работы маститых каллиграфов сохранялись, чтобы их могли скопировать последующие поколения. В более поздние времена их собирали в полноценные альбомы. В результате каллиграфы стали выпускать отдельные листы специально для включения в альбомы. Ещё позже вошло в обычай вывешивать каллиграфические надписи на стенах домов, на манер картин. Это подарило каллиграфам ещё один способ заработка.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle