• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам о правах человека

Время чтения: 4 мин
5871

Когда весь мир говорит о правах человека и прославляет Нельсона Манделу, я не могу не обратиться к основным ценностям прав человека в Исламе, ниспосланными 1435 лет назад.

Исторически сложилось так, что человек всегда боролся за свое достоинство и справедливость без дискриминации и предвзятости. Послание Ислама постоянно и повсеместно способствовало правам и свободам человека как фундаментальным элементам развития человечества.

В исламе истоки и последствия прав человека поддерживаются откровениями Корана, Божьим обещанием и сообщением всему человечеству. Коран предназначен быть универсальным и твердит всему человечеству: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!» [49:13]

Этот аят Корана является одним свидетельством к созданию разнообразия и плюрализма в исламе. В вышеупомянутом аяте Аллах обращается ко всему человечеству как к одному виду; заявляя, что все человечество является одним целым, созданным Единственным Всемогущим. Таким образом, Богом нам даны права человека, универсальные и вневременные, независимо от расы, пола, богатства, языка, национального происхождения, цвета кожи или вероисповедания. Ни один законодатель, диктатор или кто-либо другой не может отнять эти права, они не имеют права вносить изменения в них или отказать в них.

Согласно учениям ислама, каждый мусульманин должен быть борцом за права человека, потому что принципы прав человека, в соответствии с Кораном, должны лежать в основе повседневной жизни мусульманина, так как Коран учит нас, как реагировать на потребности самых уязвимых групп населения. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: "Вы не уверуете по-настоящему пока не полюбите для вашего брата то, что любите для себя».  Ислам вдохновляет человечество создать общество, в котором есть признание необходимости человеческого достоинства и уважения друг к другу.

Снова и снова люди с различными убеждениями, различных форм и возможностей по-прежнему нарушают права человека во всем мире. Хотя реальность ислама не однозначна, интеграция стран в процессе глобализации привела к путанице и конфликтам, с которыми сталкиваются люди в принятии плюрализма. К сожалению, слово Божие теряется в языке культурных интерпретаций, которые не могут понять исламскую перспективу в осознании, что дискриминация и предвзятость являются контрпродуктивными в контексте равенства и справедливости. Другими словами, любой человек или нация, которая не уважает разнообразие и плюрализм, не уважает мнение ислама о социальной справедливости. Это искажение Ислама.

Неудивительно, что вопрос о правах человека и справедливости, в соответствии с шариатом, является одним из самых искаженных и наименее понятных вопросов современности. Проблема еще более обостряется идеологиями, которые создают свои юридические толкования, как если бы они были синонимами Слова Божьего, забыв основные источники ислама: Коран и учение Пророка Мухаммада (мир ему).

Тем не менее, поощрение и защита прав человека, как показывает Коран, опираются на человечество. Бог доверил каждому человеку (не только мусульманам) с ответственностью быть его доверенным лицом на земле не допускать причинения вреда и защищать справедливость:

О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы против самих себя, или родителей, или близких; будь то богаты или бедны – Аллах ближе всех к обоим. Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите или уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете![4:135]

Откровения в Коране и первая письменная конституция в мире Пророка Мухаммада (мир ему), известная как Устав Медины 622 года должны вдохновить понимающих установить моральный кодекс справедливости. Кодекс, который включает права всех, разнообразие и плюрализм без принуждения, со справедливостью, равенством и свободой для всех. Взгляд Корана на права человека освобождает человека от рамок традиционализма, авторитаризма (религиозной, политической, экономической или любой другой), трайбализма, расизма, сексизма, рабства или другого, что запрещает или подавляет людей применять Божье видение человеческого достоинства, закрепленное в исламе.

Как-то Нельсон Мандела сказал: «Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за его цвета кожи, происхождения, религии. Люди учатся ненавидеть. И если они могут научиться ненавидеть, нужно учить их любви, так как любовь куда ближе человеческому сердцу».

Помня слова и труд таких людей, как Нельсон Мандела, важно не забывать негативное воздействие слов и действий, используемых в качестве оружия для дискредитации религии. Сегодня многим не хватает объективного понимания права выражать мнение и убеждения и право быть атакованным и подорванным в той степени, которой это влияет на человека или способность группы быть человеком и быть активными участниками общества.

Условно говоря, такие взгляды, как правило, исходят от тех, кто вряд ли способен нести бремя предвзятости, и, следовательно, не в состоянии оценить, в какой степени они могут наносить вред. Касательно прав человека, я хочу отпраздновать утверждение исламом наших основных прав, так как они так глубоко укоренилась в нашей человечности, отрицание которых приведет к пути, противоположному исламу.  Права, данные Богом, не могут быть отменены правителем, теократией или человеческим фактором, потому что они вечны и неизменны.

Huffington Post

Социальные комментарии Cackle