• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Грустные «нотки» после симфонического концерта, посвященного выпуску антологии татарской музыки

Время чтения: 4 мин
2379

В музыкальной жизни республики на днях произошло знаменательное событие. Некоторые искусствоведы осмелились его охарактеризовать даже как «историческое».

Да, действительно, в самом великолепном архитектурном сооружении, воздвигнутом за последние годы в центре Казани, Большом концертном зале имени С.Сайдашева 23 января, как говорится, яблоку негде было упасть. Смею заметить, здесь был представлен почти весь бомонд Татарстана и не только. Интерес общественности подогревали и местные СМИ.

На концерте, посвященном выпуску антологии композиторов республики главная роль конечно же принадлежала Государственному симфоническому оркестру РТ под руководством Александра Сладковского. Музыкальный сборник, как известно, готовился в течение продолжительного времени, а его запись производилась именно в этом зале, который отличается своими великолепными акустическими характеристиками, что отмечают наши гости - именитые солисты и музыканты, гастролирующие в Казани. Техническое обеспечение записи и тиражирование компакт-диска производились всемирно известными фирмами «Sony Music» и «RCA Red Seal Records». К слову, среди почетных гостей вечера были представитель фирм в России Йен Хендерсон и продюсер «B-Sharp» Филипп Нидель.

- Это мой первый и, надеюсь, не последний визит в Татарстан и Казань, заметил господин Хендерсон, нам было очень ответственно и лестно принимать участие в данном проекте.

 Так кто же из татарских композиторов удостоился чести представлять республику в электронном формате? Из классиков – Салих Сайдашев, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Фасиль Ахметов и Алмаз Мунасыпов. В альбоме также представлены лучшие творения наших современников Шамиля Тимербулатова, Рената Еникеева, Масхуды Шамсутдиновой, Резеды Ахияровой, Зульфии Рауповой, Анатолия Луппова, Алены Анисимовой и Александра Миргородского.

  К примеру, творчество Председателя союза композиторов РТ Рашита Калимуллина представлено в сборнике «Симфоническими фресками».

Вот как оценивает это событие сам Рашит Фагимович:

- Значение антологии огромно, так как долгие годы музыка наших композиторов не записывалась. Во времена Советского Союза раз в четыре года к нам приезжали из столицы музыковеды и отбирали все лучшее и производили профессиональные записи в специально оборудованных студиях. Может быть, сегодня мы и не придаем значение произошедшему, но со временем это станет очевидным, ведь это, по сути, так называемый, наш музыкальный генофонд.

Антология музыки композиторов Татарстана, по задумке ее создателей, не будет выставлена на продажу. Диски будут презентованы участникам Всемирных студенческих игр нынешним летом.

 У татар есть поговорка «Туй үпкәcез булмый», что в переводе примерно означает, «И после свадьбы кое-кто испытывает обиду».

Так вот на днях я встретил своего старинного приятеля-меломана, почтившего своим присутствием торжества по поводу выхода в свет антологии. Он меня буквально ошарашил своей оценкой этого события:

- Концерт и торжества вызвали во мне полнейше разочарование. Начать хотя бы с того, что зал, заполненный на 99%  татарами украсили плакатом на русском языке, вести концерт пригласили аж из самой Москвы Святослава Бэлзу. Выход на сцену которого оценивается гонораром в 50 тыс. долларов США, а что среди представителей многомиллионного народа на нашлось артистов, способных достойно провести вечер?! Я не понимаю как вечер, посвященный татарской музыке вести не на родном языке. А почему в антологию включены композиторы, не имеющие никакого отношения к татарской музыке? Миргородский, Любовский, Блинов, Луппов? А как в нее попал московский композитор  Александр Чайковский? И напротив в диске не нашлось места таким корифеям татарской музыки, как Мансур Музаффаров, Энвер Бакиров, Шамиль Шарифуллин, Рафаэль Билялов и многие другие.

Я считаю, что дирижер Александр Сладковский, в отличие от незабвенного Натана Рахлина, не чувствует всех тонкостей татарской музыки. Он даже изволит неверно трактовать гениальный «Марш Советской Армии» Салиха Сайдашева. А апофеозом надругательства над нашей историей  я считаю произведение А.Чайковского «В стане Тамерлана». Ведь, общеизвестно какую негативную роль сыграл  «хромец» в истории Золотой Орды, истребивший несметное количество народа. Представьте себе в музыкальной антологии России «В ставке Гитлера»…Сей «шедевр» столичного композитора завершается  возгласами музыкантов «Аллах! Аллах!» По слухам Сладковский и Чайковский  находятся в близких приятельских отношениях, но причем тут татарская музыка, должен же быть какой-то предел…

 Вот такие грустные «нотки» пришлось выслушать мне после концерта симфонической музыки.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора                                                                                                      Рахим Рашитов

Социальные комментарии Cackle