• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Гендерная дискриминация с точки зрения ислама

Время чтения: 7 мин
408

Фото: biasciolialessandro/ elements.envato.com

Фото: biasciolialessandro/ elements.envato.com

Гендерная дискриминация с точки зрения ислама

Ислам со своим приходом ликвидировал любую дискриминацию по признаку пола.

«[Худ] Сказал: «Кара и гнев вашего Господа уже предопределены для вас. Неужели вы станете спорить со мной об именах, придуманных вами и вашими предками [ваши идолы – всего лишь имена; их не существует на самом деле]? Аллах не ниспосылал на это [о том, что они достойны поклонения] никакого довода. [Раз уж вы, несмотря на столько увещеваний, продолжаете упорствовать в своем упрямстве, то] Ждите [кары, которая обрушится на вас] и я подожду [ее] вместе с вами» (Тауба, 71).

Наш Милостивый Пророк ﷺ лично потребовал положить конец негативной дискриминации в отношении женщин и по этому вопросу установил общие принципы:

«Я советую вам беречь права женщин и в этом отношении бояться Аллаха. Аллах дал вам женщин, чтобы вы оберегали их. Вам были дозволены честь и целомудрие женщины после того, как вы перед Аллахом дали обещания хранить их. Женщины на вас имеют такое же право, как и вы над ними» (Муслим, Хадж, 147).

Несмотря на все эти предупреждения, женщины в нашем мире все еще страдают от насилий. Достаточно быть просто женщиной, чтобы подвергаться давлению, принуждению, угрозам и насилию.

Даже в своем собственном доме, который должен быть пристанищем спокойствия и безопасности, женщины и девочки могут стать объектами насилия. Существование фактов подвергания женщин насилию, не смотря на все религиозные, моральные и правовые предупреждения, в какой-то степени означает, что мы недостаточно хорошо понимаем и практикуем ислам.

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

В результате исследований, проведенных в мире, были выявлены такие причины насилия в отношении женщин, как алкогольная и азартная зависимость, отсутствие образования, экономическая несостоятельность, отражения насилий, пережитых в детстве.

Но, правда в том, что насилие – это приобретенное поведение, возникающее под влиянием умственных принятий. Если какой-либо человек не признает основные права, предоставленные женщине как человеческому существу по праву рождения, то такое нарушение прав легко перерастает в насилие.

Опять же, если человек не осведомлен о том, что существует неприкосновенность жизни, собственности, разума, веры и чести женщины, то он может без зазрения совести на них воззриться.

Знание того, что как слуга Аллаха женщина равна мужчине, что она несет в себе честь и ценность всего человечества, не является собственностью мужчины, а наоборот, дана мужчине, чтобы он оберегал ее ради Аллаха, препятствует возникновению насилия.

Фото: Pressmaster/ elements.envato.com

Фото: Pressmaster/ elements.envato.com

Поэтому, образование, еще в зародыше душащее любое проявление гендерной дискриминации, просвещение и изменение менталитета имеют огромное значение в борьбе с насилием. Чтобы предотвратить любое насилие, помимо правовых мер, также необходимо сосредоточиться на просвещении всех слоев общества на тему религии, морали и ценностей.

В то время как современные правовые системы вмешиваются в преступления после их совершения, ислам, принимая меры посредством образования, препятствует насилию еще на стадии мыслей и планов. Одной из таких мер является повышение осведомленности о преступлениях и недопущение создания среды для совершения преступлений.

В исламском праве есть принцип, называемый «садду аз-зарайи». Согласно этому принципу, устранение путей, ведущих к ошибкам и грехам, то есть уничтожение причин, по которым совершается преступление, имеет важное значение для предотвращения этого преступления.

Именно поэтому Священный Коран вместо запрета на совершение прелюбодеяния велит нам «не приближаться к прелюбодеянию» (Исра, 32).

«И не приближайтесь к прелюбодеянию [не говоря уже о его совершении]! Поистине, это – разврат и дурной путь» (Исра, 32).

Преграждение путей к прелюбодеянию имеют огромное значение с точки зрения чистоты общества. То же самое касается и насилия.

С точки зрения ислама: равны ли мужчина и женщина?

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com

Здесь мы особое внимание должны обратить на одну из наиболее серьезных форм дискриминации и насилия в отношении женщины – убийство во имя чести. Оказание давления на женщину во имя чести и предъявление ей наказания на основе подозрений – это результат совершенно невежественного мышления.

Только соответствующее религиозное и нравственное образование сумеет установить препятствие на пути к этому жестокому насилию. Нашему обществу следует знать, что в исламе никому не было дано право на казнь для защиты или очищения чести семьи. В случае совершения преступления право суда и предъявления наказания правонарушителю не принадлежит ни семейному совету, ни главе рода.

Это право принадлежит государству. Не предъявленные законом и государством наказания порождают недоверие, беспорядок, несправедливость и жестокость.

Фото: ORION_production/ elements.envato.com

Фото: ORION_production/ elements.envato.com

Предотвращение насилия в семье в отношении женщин возможно по примеру Пророка ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ никогда не одобрял насилие и никогда его не применял по отношению к своим женам, ни в словах, ни в действиях. А тем, кто это делал, напоминал аят:

«О верующие! Не разрешено вам получать по наследству женщин против их воли. Не создавайте им препятствий ради того, чтобы завладеть частью того, что вы дали им [в качестве махра], если только они не совершали явного разврата. И живите с ними согласно установленному [Шариатом и хорошими обычаями]. А если они неприятны вам, то ведь в том, что вам неприятно, Аллах мог заложить огромное благо [для вас]» (Ниса, 19).

Слова, льющиеся из его уст, были достаточно прозрачны:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, которые хорошо относятся к своим женам» (Тирмизи, Рада, 11).

Время от времени в семейной жизни между супругами могут быть обиды и разногласия. Проблема должна решаться терпением, уважением и взаимопониманием, а не насилием.

Священный Коран говорит нам, что возможные обиды и разногласия могут быть решены с помощью судей (по одному из каждой) из ее семьи и его семьи (Ниса, 35).

«Если вы опасаетесь разлада между ними [мужем и женой], то отправьте [к ним] судью из его семьи и судью из ее семьи. Если они хотят примирения, то Аллах даст им успех. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий» (Ниса, 4/35).

Необходимо попробовать такое решение проблемы, если степени разногласия достигли высоких непреодолеваемых вершин, то тогда следует обратиться к официальному правосудию. Поскольку насилие в отношении женщины – бесчеловечно и является преступлением против человечества.

Ни в коем случае нельзя забывать, что насилие в семье не только не находит решения, но и создает новые проблемы и иссушает все жизненные артерии семьи.

Равенство мужчин и женщин в исламе

Амина Давришева

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика