• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое "фикх меньшинств"?

Время чтения: 5 мин
4347

Аллах повелевает: «Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (аят 72 суры 8 «Добыча»). 

Это сказано единственному государству мусульман под руководством самого Пророка! Правительство лишь одной национальной страны тем более не вправе навязывать мусульманской общине другого государства свои понятия и решения вопреки договору с правительством этого государства.

В шариате изначально существовало разделение на правовое положение мусульман в мусульманском государстве, где мусульмане сами принимают законы, исходя из своей веры, и в немусульманском государстве, где мусульмане обязаны подчиняться законам немусульманского государства, но должны иметь права свободно исповедовать и проповедовать свою религию.

Мусульмане, проживающие в немусульманском обществе, для сохранения своей религиозной и национально-религиозной идентичности остро нуждаются в получении правовых ответов с позиций мусульманского фикха на встающие перед ними вопросы и проблемы. Однако на сегодня ни прежнее правовое наследие, разработанное величайшими исламскими факихами прошлых эпох, ни правовые решения, предлагаемые многими современными мусульманскими учеными, проживающими в традиционно мусульманских странах, не дают ответов на многие вопросы.

Их ответы истинны по содержанию, но по форме они относились к другому социально-историческому контексту жизни мусульман. И сегодня нужна новая форма для вечных и неизменных истин, дающая правильный ответ в новых обстоятельствах.

Вынесение решений на основании мнения («ра’йа») было одобрено пророком Мухаммадом (мир с ним и благословение Аллаха), когда он отправил Муаза ибн Джабаля в Йемен.

Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) спросил у него, чем именно он будет руководствоваться в отношениях с народом. Муаз ответил, что будет руководствоваться Кораном. Тогда Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) задал ему о вопрос о том, чем он будет руководствоваться, если он чего-то не найдет в Коране. Муаз ответил, что использует примеры из жизни Мухаммада (Сунну).

Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) задал ему третий вопрос о том, что он будет делать, если не найдет решения вопроса и в Сунне? На это Муаз ответил, что использует собственное мнение (ра’й), которое будет выведено путем всестороннего исследования проблемы. Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) одобрил этот ответ.

Третий ответ Муаза Пророку (мир с ним и благословение Аллаха) послужил основанием и для рождения «фикха аль-ак’алийят» или «фикха мусульманских меньшинств».

Фикх меньшинств – это осознание того, что факих должен соотносить общее исламское право со специфическими условиями отдельного сообщества. Этот факих должен не только иметь глубокие познания в исламских науках, но и должен быть сведущим в социологии, экономике, политологии и международных отношениях для лучшего приложения общих норм к конкретным условиям жизни конкретного мусульманина или конкретной общины.

Мусульманские общины, проживающие в немусульманских странах, нуждаются в особых, новых правовых подходах для решения своих специфических религиозных проблем, которые отличаются от нужд мусульман, проживающих в мусульманских странах.

В отличие от тех, кто путем ошибочного переноса аналогий из прошлого на современный мир продолжает воспринимать немусульманские страны как «дар уль-харб» (территория войны) или как «дар уль-куфр» (территория неверия), российские (и европейские) мусульмане считают свою земную Родину «дар-ус-салям» (территорией мира), «дар-уль-ахд» (территорией договора) и «дар уш-шахада» (территория, на которой можно свободно исповедовать свою религию).

Российские мусульмане легитимировали присущими исламу понятиями свою гражданскую идентичность в России, свою историческую интеграцию в российское общество, культуру и цивилизацию. Традиционный ислам в России – это и есть подлинный ислам применительно к условиям и традициям нашей страны. Эта новая идентичность и интеграция, воспитавшая в мусульманах естественный общероссийский патриотизм, позволяет мусульманской общине России снимать многие угрозы, которые имеют место в других немусульманских странах вследствие различий в понимании традиций и культур.

«Фикх меньшинств» не возражает против работы в государственных органах, а в некоторых случаях даже требует такой работы. В пользу этого имеется много доводов, и среди них поступок Йусуфа (мир ему), который попросил неверного царя Египта назначить его управляющим экономикой ради служения народу Египта, сказав ему: «Поставь меня над сокровищницами земли!» (сура 12 «Йусуф», 55).

Он стал фактически премьер-министром и спас страну от голода. Закон же тех, кто был до нас, служит законом и нам, если нет нормы, отменяющей его, а таковой нет, ибо, упомянув о пророках, Всевышний говорит: «Это – те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!» (Сура 6 «Скот», 90).

На это же указывает и история негуса, который принял ислам, сохранил верховную власть, но не смог установить законы Ислама, и тем не менее, Посланник (мир с ним и благословение Аллаха) помолился за него.

Сегодня перед мусульманами стоит вопрос о воссоздании исламской богословской школы в России, которая сможет актуально реагировать на все вопросы и проблемы современной жизни мусульман, причем, этот вопрос понят и высшей государственной властью страны:

«Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие, сказать своё слово в развитии, поэтому одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире в целом, давать свои оценки, которые будут понятными и авторитетными для верующих». (Выступление Президента России В.В.Путина в г. Уфе 22.10.13.)

Социальная доктрина российских мусульман

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!

Социальные комментарии Cackle