• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Великие мусульманские библиотеки. Часть 2

Время чтения: 4 мин
2716

 

 

Огромными были не только государственные библиотеки, но и частные. Эдвард Гиббон, историк, рассказал историю о том, как мусульманский врач частной практики отказался от приглашения султана Бухары, поскольку ему бы понадобилось четыреста верблюдов для того, чтобы перевезти свою библиотеку, без которой он отказывался куда-либо ехать.

Аль-Джахиз, философ и писатель 8 века, вернулся в Басру после более пятидесяти лет, в течение которых он обучался в Багдаде и написал около двухста книг. В их число входит «Книга о животных» в семи томах, содержащая наблюдения о социальной организации муравьёв, процессе коммуникации животных, последствиях диеты и воздействия окружающей среды. Ему также принадлежат труды «Умение хранить молчание» и «Против государственных чиновников». Смерть учёного соответствовала его образу жизни: он умер в 868 году в возрасте девяноста двух лет, когда на него упала стопка книг в его собственной библиотеке.

Любовь жителей мусульманских стран к книгам была настолько сильна, что у них сложилась традиция завещать манускрипты из своей коллекции, число которых порой доходило до тысячи томов, библиотекам при мечетях, чтобы ими могли воспользоваться и другие люди. Историк Аль-Джабури упоминает о некой Найле Хатун, богатой вдове турецого происхождения, которая основала мечеть со школой и библиотекой в память о своём покойном муже Мураде Эфенди. Некоторые книги мечетям оставляли странствующие учёные в благодарность за кров и пищу.

«Книга хранит тишину до тех пор, пока вы нуждаетесь в ней, она красноречива в моменты, когда вам требуется общение. Она никогда не оторвёт вас от занятия, но если вы чувствуете себя одиноко, она станет вам хорошим собеседником. Книга – это друг, который никогда не обманет и не будет льстить вам, собеседник, которому вы никогда не наскучите».

Аль-Джахиз, арабский философ и писатель 8 века (Ирак, Басра)

Здания библиотек могли быть очень величественными. Сохранились описания комплексов строений в Ширазе (Иран, 10 век), составленные средневековым историком Аль-Мукаддаси: «... здания были окружены садами с озёрами и каналами...  увенчаны куполами и состояли из верхнего и нижнего этажей и... 360 комнат... В каждом отделении каталоги находились на полках, а полы были устланы коврами...»

Здания некоторых библиотек, как тех, что находились в Ширазе, Кордове и Каире, были отделены от мечетей. Они представляли собой просторные помещения с множеством комнат различного назначения: галереи, оснащённые полками, для книгохранилищ, читальные залы, залы для создания копий манускриптов и комнаты для проведения литературных собраний. Все помещения были хорошо освещены и удобны, украшены коврами, циновками и подушками для сидения.

Подобно современным, библиотеки тысячу лет назад были очень упорядочены: и в государственных, и в частных библиотеках существовала система классификации книг и аккуратные каталоги для удобства читателей и библиотекарей, благодаря которым они имели возможность контролировать количество и качество ресурсов.

В 1050 году фонд библиотеки Аль-Азхар в Каире насчитывал более ста двадцати тысяч книг, зарегистрированных в каталоге из шестидесяти томов, состоявших из трёх тысячи пятиста страниц. Утверждается, что каталог трудов, хранившихся в библиотеке Аль-Хакама (Испания), состоял из сорока четырёх томов.

Наряду с системой каталога  существовал порядок расположения книг для упрощения поиска: книги могли находиться не только в разных отсеках, но и в разных комнатах в библиотеках Багдада. Информация о книгах из различных секций была представлена на листе бумаги, который крепился на внешнюю сторону полки. Таким образом, читатель мог узнать, какие книги были незаконченными, а какие главы в них отсутствовали.

Тысячу лет назад так же, как и сегодня, можно было брать книги домой. Йакут, средневековый мусульманский историк, говорил, что он мог брать двести тысяч томов без предоставления залога. Вероятно, случай учёного уникален, поскольку такое количество книг представляло собой большой объём для читателя, но данный пример является демонстрацией страсти людей к чтению и доступности книг. Тем не менее, одалживание книг на временное пользование регулировалось определёнными правилами и нормами, как и в современных библиотеках. Пользователи должны были заботиться о книгах: запрещалось писать на них свои заметки, исправлять ошибки, о которых необходимо было сообщить библиотекарям, а также необходимо было возвращать их в установленный срок.

На почитаемую должность библиотекаря назначались самые просвещённые люди эпохи, которые несли ответственность за это учреждение. Только те, кто обладал редкими достижениями, мог стать хранителем библиотеки, то есть защитником знаний. Работа в управлении библиотеками династии Альмохадов, правителей Северной Африки 12 и 13 веков, была одной из самых привилегированных государственных должностей.

Во всех библиотеках хранились жизненно необходимые знания, о чём Ралф Уолдо Эмерсон, американский писатель 19 века, говорил следующее: «Представьте то, что есть в самой маленькой библиотеке. Собрание самых умных и мудрых людей всех стран и всех времён, чьи работы упорядочены наилучшим образом для того, чтобы результаты их учений и мудрости ..., выраженные ясными словами, были понятны нам, незнакомцам из другой эпохи».

Начало: Великие мусульманские библиотеки

Социальные комментарии Cackle