• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Титулы османских султанов

Время чтения: 5 мин
69144

Любители сериала «Великолепный век» наверняка запомнили часто повторяющуюся сцену: перед тем как султан Османской империи Сулейман заходит в зал, где его ожидают официальные лица, глашатай провозглашает: «Султан Сулейман-хан Хазретлери»! При этом возникает вопрос, почему султан еще и хан, и еще хазрат?

Следует добавить, что у султана были еще другие титулы.

При этом надо отметить, что глава Османской империи был не просто султан, но «султан суши и император морей, халиф мусульман, имам века, слуга Двух Священных Мечетей, защитник религии».

Турецкий исследователь Халил Иналджик в своей работе «Padiṣah» оценивает титулы разделив их на части: традиционную и шариатскую. Среди них бей, хан, хакан, худавендигар, гази, кайзер, султан, эмир, халиф.

Провозглашение полного титула султана было важной частью дипломатических отношений, ибо пропуск одной из его составляющих мог быть воспринят как оскорбление и выражение сомнения в способности правителя осуществлять те или иные функции.

Слово «султан» не раз встречается в Коране и сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это арабское слово означает власть, силу, должность правителя. Оно вошло в обиход в период правления династии Аббасидов (750-1258) чтобы обозначить правителя, который по статусу ниже халифа, но при этом обладает значительной властью. Турки-сельджуки, завоевав значительную часть Анатолии стали использовать этот титул для своих правителей. Официально этот титул стал употребляться по отношению к Баязиду Молниеносному (1354 – 1403).

На монетах османские правители стали именоваться султанами еще раньше - во время правления отца Баязида Мурата I (1362–1389). Помещение титула султана на монете было важным элементом демонстрации власти в тогдашнем цивилизованном мире.

Титул «хан», которым также называют османского султана, обозначает правителя у тюрок-кочевников и отсылает к тем далеким временам, когда предки османов – турки-сельджуки кочевали по просторам Центральной Азии. Титул «хан» правителя Османской империи чеканился на монетах во времена правления Челеби Мехмета (1413-1421 годы).

Султана также часто назвали «хункар» (от персидского худавендегар — хозяин, господин). Этот титул из прошлого сельджуков, который обозначал, прежде всего, военного предводителя в походе, который вел кочевые племена на врага. Это понятие перекочевало в турецкий язык из персидского вместе с военной организацией сельджуков, испытавшей на себе значительное иранское влияние. Главной функцией хункара было поддержание порядка в войске и соблюдение справедливости по отношению к своим подданным.

Фактически это был титул военного вождя, чьи полномочия уже, чем у правителя государства и подразумевают под собой соблюдение традиционных племенных обычаев. Под обычаями здесь можно понимать в первую очередь обычаи жизни и деятельности, а не религиозные.

Кроме этого для титулования достаточно широко использовался титул «падишах» (шах шахов) – персидский аналог титула «султан».

Некоторые исследователи считают, что его стали употреблять после успешных войн с сефевидской Персией. Его употребление должно было продемонстрировать приоритет власти османов на Кавказе, в Закавказье и Междуречье. Более того, договором с персидским шахом Аббасом I от 1590 года было предусмотрено прекращение «табарраи» то есть оскорблений в адрес первых трех халифов¸ жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Айши и его сподвижников.

Ко всему прочему правитель Османской империи носил титул халифа. Этот титул перешел к османским султанам после падения государства мамлюков в Египте в 1517 году. По одним данным последний аббасидский халиф Мутаваккиль сложил с себя полномочия в пользу династии Османов, по другим – Османы посчитали халифат своим естественным правом. После того, как Селим I завоевал Египет, он объявил себя слугой Двух Священных Мечетей, и это укрепило его авторитет в глазах мусульман. Отныне на династии Османов лежала обязанность защиты всех правоверных.

Хотя титул халифа принадлежал исключительно Османским султанам, а Сулеймана Кануни назвали «имамом века», султаны старались не участвовать в решении чисто религиозных вопросов. Для этого они назначали шейхуль-исламов. Называясь халифом, султан скорее выступал защитником интересов мусульман по всему миру, являясь их духовным владыкой, то есть, обозначая свое духовное влияние там, куда не простиралась его политическая власть. Собственно титул «хазрат», который может быть эквивалентен титулу «ваше преосвященство» или «ваше святейшество» и был обозначением того, что духовная степень султана выше, чем у других представителей мусульманских религиозных кругов и что он выступает духовным авторитетом и ориентиром в религиозной сфере для всех верующих мусульман. Это отнюдь не означало, что султан претендует на власть над всеми мусульманами мира.

Такая трактовка появилась с подачи англичан, которые под халифатом подразумевали стремление к политической экспансии.

В качестве примера, опровергающего такую трактовку халифата можно привести Кючюк-Кайнарджийский договор, заключенный по итогам русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в котором, в частности, в статье 3, определяющей статус Крымского ханства и его населения говорится: «…Почитать оную татарскую нацию в политическом и гражданском состоянии по примеру других держав, под собственным правлением своим состоящих, ни от кого, кроме единого Бога, не зависящих; в духовных же обрядах, как единоверные с мусульманами, в рассуждении его султанского величества, яко верховного калифа магометанского закона, имеют сообразоваться правилам, законом их предписанным, без малейшего предосуждения однако ж утверждаемой для них политической и гражданской вольности…»

Титул халифа кроме всего прочего обязывал султана поддерживать применение законов шариата, и османские султаны добивались этого всеми возможными силами.

Титул халифа становился все более и более символическим во времена ослабления и распада Османской империи.

События начала 20-века, поражение Османской империи в Первой мировой войне, оккупация Анатолии войсками Антанты и, как следствие, создание 23 ноября 1920 года правительства в Анкаре привели к ликвидации 1 ноября 1922 года султаната, а последний османский султан Вахидеддин уехал в Англию. После объявления республики (13 ноября 1923 года) в мае 1924 года был ликвидирован халифат.

Османская империя окончательно ушла в прошлое.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle