• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Саида абыстай Аппакова: «Религия – это не только чтение намаза и Корана»

Время чтения: 8 мин
1794

В Татарстане мало кто не знаком лично или просто с именем Саиды абыстай Аппаковой. Несомненно одно, увидев ее однажды, трудно забыть этого человека с большой буквы. Она покоряет своей мудростью, пронзительностью и умением доносить свои мысли до всех – смело и доходчиво. Поэтому в каждом уголке нашей республики с нетерпением ждут ее как очень дорогого гостя и хотят услышать ее наставления и советы.

Я знаю Саиду абыстай благодаря ее выступлениям и передаче на радиостанции «Тартип». Мне посчастливилось познакомиться с ней воочию, и мы договорились с ней об интервью.

В назначенный день я направилась в квартиру Саиды абыстай. Она встретила меня как родного человека и раскрыла секрет умелой татарской невестки.

"Невестка, которая приготовила к утреннему чаепитию кыстыбый (татарское национальное блюдо – прим.ред.), считается умелой хозяйкой", – говорит Саида абыстай.

У Саиды абыстай тоже были уже готовы кыстыбый, Ма ша Аллах. В каждом ее уголке дома – чистота и уют. Поистине, наши татарские абыстаи – пример для нас во всем.

А недавно у Саиды абыстай вышла в свет книга «Тузмас буляк». Это обзор ее личной жизни, прожитой в тесном переплетении с религией ислам, с темой нравственности и воспитания поколений. 

В сборнике собраны интересные и в тоже время поучительные события из ее детства и молодости, проповеди и наставления на самые разные темы. Саиде Аппаковой удалось очень мудро и искусно передать тонкости семейных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, между невесткой и свекровью, в книге она делится секретами достижения в семье взаимоотношений на основе спокойствия, взаимоуважения, мира и согласия.

В «Тузмас буляк» большое место занимает также и тема бережного отношения к родному языку, родине, обычаям и традициям; важности сохранения ценностей татарского народа.

 Ассалямуалейкум ва рахматуллахи ва баракатуху, Саида абыстай. Вашей деятельности религиозного просветительства уже более трех десятков лет. Даже в 90-е, когда не было возможности для этого, Вы не оставляли дело проповедования. Расскажите о своих первых шагах в этом направлении.

– В 90-99 годы я преподавала «Историю религий». Тогда было разрешено обучать истории религий, но нельзя было произносить слово Аллаха. 

Аллах Всевышний готовил нас к этой работе с самого дества. Моя мама была дочерью указного муллы деревни Ямаки Камского устья. Знала четыре языка: татарский, арабский, фарси и турецкий. Помню, как переводила нам с фарси книги «Субатуль-Газизин», «Юсуф-Зулейха».

В 4-5 лет мама научила нас арабским буквам, в 5 лет – намазу, а в 6 – произносить проповеди. Как говорить, как дышать, как держать внимание публики, в какой момент прибавить голос, как читать правильно Коран. В этом возрасте у нас собиралось по 30-40 человек, я вставала на стул и рассказывала наизусть отрывок из произведения «Юсуф и Зулейха».

В нашем детстве была книга Нугмани «История пророков» и нам не разрешали подходить к столу, если мы не расскажем из этой книги хотя бы две страницы. Вот эти 25 историй пророков, которые мы выучили благодаря нашей матери, когда слово Аллаха было под запретом, я и рассказывала детям.

 Ваша мама в полной мере выполнила свою материнскую миссию. Как она распознала Ваш талант?

– После того, как в человека вселяется душа, Аллах предопределяет четыре вещи: срок жизни человека, его призвание, его пропитание, его счастье или несчастье – одним словом, его судьбу. Основываясь на этом знании, родители до трех лет должны чувствовать ребенка, какой талант Аллах заложил в него.

Я в семье – девятый ребенок. Мама старалась вырастить восьмерых детей Коран-хафизами, а от меня требовала, чтобы я рассказывала проповеди. Видимо, Аллах дал мне такой талант.

Когда мы говорили родителям, что никто так не воспитывает своих детей, на что мама отвечала, что она всего лишь выполняет свою материнскую миссию, и в нужное время эти знания будут очень кстати.

– Так оно и произошло, Субхан Аллах! А какие уроки воспитания дал Вам ваш отец?

– Отец растил нас с такими убеждениями: «Функция абыстай – не только кушать балеш, а служение родной земле, родному языку, традициям, науке и религии. Все это – неотъемлемые части одного целого».

К тому же, мулла и абыстай должны быть эталоном нравственности. Если в них отсуствует воспитание, то религия для людей – как с гуся вода. Сначала всегда нужно воспитывать душу. В своих книгах я уделяю большое значение нравственности и поведению.

Информацию нужно преподносить умело, например, не просто Коран, но и обогащяя во время речи аяты научными фактами.

Я начинаю свои вагазы обычно с темы семьи, потом перехожу к медицине, другим наукам, квантовой механике, потом к религии, в логически завершаю: «вот поэтому Аллах предписал нам чтение намаза», и люди начинают задумываться, что и им нужен намаз.

– Саида абыстай, Ваш труд высоко оценивают и обычные люди, и руководство. Медаль национального совета "Милли Шура" Всемирного конгресса татар, медаль Духовного управления мусульман РТ, многочисленные благодарственные письма и награды свидетельствуют об этом.

– Меня избрали руководителем совета проповедников, то есть направления дагвата объединения мусульманок Татарстана и России. Мы были в очень многих регионах: Свердловске, Саратове, Ульяновске, Чувашии, Марий Эл, Екатеринбурге, городах и районах РТ. Про деревни уже даже и не говорю. Еду туда, где есть заказы. В некоторых местах приходится рассказывать вагаз по 12 часов. Это Аллах заставляет меня говорить. Без воли Аллаха, не шелохнется ни листочек, не издастся ни один звук.

В наши дни нам всего достаточно – нужно быть благодарным Аллаху за это. Сегодня мы живем, как в мирском Раю. Нашей религии дана свобода, Альхамдулиллях.

– «Раз Аллах сотворил нас татарами, мы предстанем перед Ним и будем нести отчет за свои благодеяния и грехи в Судный день, давайте не будем забывать об этом. Нравственность укрепляется материнским молоком, или с родным языком» пишете Вы в своей новой книге «Тузмас буляк». Среди мусульман бытуют разные мнения касательно религии и родного языка, давайте поговорим об этом.

– Какое бы счастье или несчастье нас не коснулось, мы не должны забывать, что мы татары.

Где бы мы ни жили, мы – татары. У нас есть история длиною более чем 1100 лет, оставленная нам нашими предками. В этом наследии все подкреплено жизненным опытом. Религия – это не только чтение намаза и Корана. Религию нужно вести параллельно с жизнью.

В истории бывают разные моменты. Татарский народ пропускает все через себя. «В одно перо и птица не родится», как говорится, татары бывают разные. Нельзя превозноситься над другими.

– Раз мы заговорили о книгах, расскажите, как началось издательство ваших книг?

– Во времена, когда я рассказывала вагазы, моей деятельностью начали интересоваться московские журналисты. Я познакомилась с Габделфатом Сафиным, который выпускал газету «Акчарлак» и его женой Рузилей ханым. Они, увидев мои записи, спросили «что это», я ответила, что это мои выступления на радио. И мы собрали выступления в одну книгу. Издания, которые выходили в свет до этого, назывались «Тузмый торган буляк», последнему же дали название «Тузмас буляк» («Дар на века»).

Отличие последнего издания в том, что мои выступления собраны здесь в более лаконичном формате. Хотя читатели просят именно разговорный язык, мое более простое изложение вещей. Однажды на одном собрании один ученый сказал, что язык Саиды абыстай – это язык Мухаммета Магдеева, и что «мы не смогли сохранить этот язык, сколько бы не старались».

– Саида абыстай, в своих выступлениях Вы уделяете большое значение теме нравственности. Что скажете о современном семейном воспитании?

– Детей с самого детства мы должны учить религии. Приходят в мечеть с семьей… Кому-то нужно почитать Коран, кому-то нужен вагаз. Когда дело доходит до молитвы, они не могут поднять руки и совершать дуа. Их не научили.

Воспитание ребенка начинается в момент созревания никаха. Родители с обеих сторон поучают не сдавать брозды правления, и начинается "бодание двух баранов", кто кого победит…

– Какими должны быть отношения между мужем и женой, отцом и матерью?

– Дети должны видеть, как в семье уважается труд друг друга. После приема пищи, отец учит говорить маме спасибо за приготовленный ужин: «Дома – порядок, еда приготовлена, одежда чистая, вы – под присмотром, – за это, спасибо тебе, мама».

Также важно, чтобы мама выражала благодарность главе семьи. Если скажет «отец нас кормит-поит, нам тепло, есть, что носить, спасибо тебе, папа» – вот такой пример увидят дети.

– Расскажите о трудовом воспитании в Вашей семье.

– Начиная с трех лет, детей нужно приучать к труду. Мальчики – рядом с папами, девочки – с мамами на кухне. Даже если принесут один гвоздь или одну ложку, они чувствуют свою важность.

Я с малых лет, помню, как ближе ко времени обеда, раскладывала приборы на стол, после – убирала. Миссия матерей научить девочек быть в будущем прекрасными мамами и женами. 

– За полувековую деятельность религиозного просветительства, наверное, были разные моменты. Вы рассказали с какими трудностями столкнулись в первое время своей деятельности. А были какие-либо забавные моменты?

– Когда преподавала историю религий в школе и рассказывала проповеди, родители моих учеников прозвали меня «абыстай». Тогда я перенесла это очень тяжело, ведь только жена муллы может называться «абыстай», думала я. Но значение этого слова оказалось гораздо шире. А сейчас, если говорят «апа» становится уже совсем непривычно, так я привыкла уже к слову «абыстай».

– Саида абыстай, спасибо вам за интересную и познавательную беседу. Дай Аллах Вам долгие годы быть любимой абыстай татарского народа и продолжить ваше дело!

Лилия Фаттах для газеты «Мөселманнар»

Социальные комментарии Cackle