• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как татарское село в Сибири связано с сыном Ризаэтдина Фахретдина?

Время чтения: 3 мин
1371

Самое обустроенное татарское село в Сибири и Нигматулла хажди Кармышаков

Вблизи восточных окраин Тюмени находится сибирскотатарское село Ембаево, которое до революции среди татар было более известно как Малчын (Олы Малчын).

Село расположилось в живописном месте на левобережье реки Тура у озера Манчык. Считается, что село Олы Малчын было основано татарами в XVI веке, а позже к ним подселились бухарцы.

Сибирские бухарцы – это этно-сословная группа в составе населения Российской империи, чьи предки еще во времена Золотой Орды стали переселяться в Сибирь из Средней Азии. Сейчас они являются особой этнографической группой в составе сибирских татар.

Согласно одному из преданий первые бухарцы появились в этих краях еще в конце XIV века. Это были шейхи и мюриды накшбандийского тариката, прибывшие сюда для распространения ислама.

Во времена правления сибирского хана Кучума бухарские религиозные деятели и купцы занимали важное положение в обществе.

После завоевания Сибири Московским государством, сибирские бухарцы постепенно превращаются в привилегированное сословие. В 1701 году они были освобождены от налогов и сборов на землю, которую купили.

Результатом этой политики стало расширение поселений сибирских бухарцев. К концу XVII века их поселения можно было встретить в Тобольске, Тюмени, Таре, Томске и Кузнецке.

Сибирские бухарцы не только участвовали в торговле Сибири со странами Средней Азии, но также играли важную роль во внутренней торговле региона. Помимо того, что представители этой общины были купцами, эта община также оказывала множество других услуг российским властям.

Они работали таможенниками на различных ярмарках, оценивали и продавали государственные товары как в Сибири, так и в Средней Азии, а также руководили караванами и были переводчиками, оказывая помощь российским дипломатическим миссиям в Средней Азии, Монголии и Китае.

Ризаэтдин Фахретдин: "Для меня узнать даты рождения учёных дороже, чем ведро золота"

К концу XIX века основным занятием жителей Ембаево было земледелие, скотоводство и ловля рыбы. Однако некоторые местные бухарцы продолжали заниматься торговлей. Большую роль в развитии села сыграл бухарский купец II гильдии Нигматулла хажди Кармышаков (1829–1901).

В 1884–1888 годах на его деньги в селе был построен огромный комплекс, состоявший из мечети, медресе, библиотеки, гостиницы, кухни, столовой и конюшен. В официальных русских документах оно стало именоваться как «Магометанское духовное училище».

Нигматулла хажди также взял на себя материальное обеспечение учителей и шакирдов этого медресе. Ембаевское медресе стало одним из лучших мусульманских учебных заведений в России. Благодаря Нигматулле хажди Кармышакову медресе и школы села были переведены на новометодный способ обучения.

Однажды, когда Нигматулла Кармышахов совершал хадж, практически все село сгорело дотла.  Своим возрождением оно тоже обязано Нигматулле хаджи Кармышакову. На восстановление Ембаево им была выделена большая сумма денег. Часть денег была собрана у местных жителей.

Позже по заказу Нигматуллы хаджи был составлен план строительства. Однако этой суммы не хватило для строительства и Нигматулла хаджи лично отправился в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, чтобы просить в долг у других мусульманских купцов.

Важно знать: Риза Фахретдин об особенностях исламского воспитания

После того как финансовый вопрос был решен, началось восстановление села. В зависимости от количества членов семьи были разработаны несколько проектов домов. Кроме нового дома каждая семья обеспечивалась необходимым количеством скота и земли.

Село было отстроено в течение одного года, и оно стало одним из самых обустроенных татарских сел в Российской империи.

По новому проекту в селе было: две мечети, три начальной школы и две средней школы. Девочкам тоже предоставлялась возможность получить как начальное, так и среднее образование. В школах преподавали по новому методу, в том числе обучали русскому языку.

Примечательно, что после окончания Оренбургского реального училища по специальности агроном сюда приехал работать один из сыновей Ризаэтдина хазрата Фахретдина – Габдулахад (1892–1938). Он приложил немало усилий, чтобы наладить здесь сельское хозяйство и животноводство. Для этого в Ембаево был создан кооператив.

Это интересно: Причины падения Великих Булгар в интерпретации Ризы Фахрутдина

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle