История

Риза Фахретдин об особенностях исламского воспитания

5256

В духовном наследии выдающегося ученого и религиозного деятеля, писателя и публициста, муфтия Ризаэтдина Фахрутдина (1859-1936) вопросы воспитания и нравственности занимают особое место. Ризаэтдин хазрат человек всю свою жизнь посвятивший обучению детей, преподаванию в медресе не мог обойти вопросы воспитания ребенка в семье, школе, в обществе. Да и сам он как глава большой дружной семьи, отец шестерых детей уделял большое внимание этим вопросам и щедро делился своим опытом.

Islam-today начинает публикацию статей ученого по вопросам воспитания детей.

Благовоспитанный ребенок, вернувшись из школы, первым делом поприветствует своих родителей. Он коснется губами их заботливых рук, а также доставит им радость рассказами как отвечал на уроке и получил благодарность от своего учителя. Родители будут удовлетворены успехами школьника и прочитают ду’а по этому поводу.

Все книги, тетради и письменные принадлежности его будут храниться в определенном месте, а потому ему не придется суетиться и искать учебники и ручку по всему дому. После выполнения домашнего задания у школьника останется достаточно свободного времени. Он сможет уделить внимание домашнему хозяйству, помочь родителям в их делах. Затем ребенок пойдет погулять в саду, встретится со своими друзьями и будет играть с ними. Благовоспитанный ребенок и его товарищи не будут общаться и дружить с дворовыми ребятами, ведь последние невоспитанны и дерзки, да к тому же они употребляют в речи непристойные выражения. Воспитанность ребенка проявится в том, как он ведет себя с взрослыми и младшими. К примеру, он будет весьма милосерден по отношению к детям.

Он будет сострадать и покровительствовать им, нежно общаться с ними. Благовоспитанный ребенок будет особенно приветлив и уважителен во взаимоотношениях со старшими, с родителями, со своими педагогами и наставниками. Не дожидаясь пока к нему обратятся за помощью, он по своей воле и по мере своих сил с радостью поможет каждому. Во время приема гостей он по просьбе своих родителей будет ухаживать за гостями, играть с их детьми, интересоваться их учебой и школьными делами, избегая при этом шума и излишней суеты.

Воспитанный ребенок особенно ярко проявит себя за обеденным столом: займет место указанное старшими и, не опираясь локтями на стол, терпеливо будет ждать, пока не подадут блюда, не торопясь будет есть, тщательно пережевывая, то, что ему подадут, будет прислушиваться к беседе старших, однако не станет встревать в их разговор. Во время еды он не будет спешить и не уронит ни единой крошки на пол и не запачкает едой салфетку и свою одежду, тем самым он будет любим и уважаем в семье. После трапезы он первым делом тщательно вымоет руки и прополощет рот и только после этого коснется чего-либо. Он не станет докучать своим присутствием взрослых и займется повторением уроков.

Дети, как правило, ложатся спать раньше старших. Перед сном ребенок пожелает родителям спокойной ночи, коснется губами их рук и отправится в свою спальню. Сложив аккуратно свою повседневную одежду в определенное место, ляжет спать и прочитает ду’а: «О, Боже! Ниспошли здоровья и благ моим родителям, а также всем учителям и воспитателям и всем моим единоверцам, вознагради своим благом также тем, кто дает нам возможность получать образование и всем нашим единоверцам. Помоги мне стать еще лучше и здоровее, ниспошли мне крепость в вере и в приумножении моих благодеяний!».

Ризаэтдин Фахретдин. Наставление детям.

Социальные комментарии Cackle
Home