Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

История переселения татар в Финляндию: первые имамы, мечети и кладбища

Время чтения: 8 мин
11414

Видный финский востоковед и путешественник Георг Август Валлин (1811-1852)

Видный финский востоковед и путешественник Георг Август Валлин (1811-1852)

История переселения татар в Финляндию

Пожалуй, одной из самых уникальных диаспор татар в мире является татарская диаспора в Финляндии. Этой удивительной общине татар мы посвятили целый цикл наших статей. А данная статья расскажет об истории появления татар в Финляндии более 200 лет назад

После поражения Швеции в русско-шведской войне 1808–1809 гг. территория Финляндии вошла в состав Российской империи и стала называться Великое княжество Финляндское. Эта война стала поводом для появления первых татар на территории Финляндии.

Данные татары входили в состав российской армии и являлись военнослужащими. Они служили в войсках Александра I, участвовали в шведско-русской войне 1808–1809 гг. и были направлены на дальнейшую службу в Великое княжество Финляндское.

Для защиты новых присоединенных земель основная часть военных была расквартирована в Гельсингфорсе (современный Хельсинки) и близлежащем архипелаге островов Свеаборг. Некоторые ученые, ссылаясь на данные записей регистрации граждан крепости Свеаборг, утверждают, что в 1808 году на территории Финляндии насчитывалось около 1500 татар.

Находящиеся далеко от мусульманской среды татары, нуждались в человеке, который помогал бы им в религиозных вопросах. Вероятно, с 1809 по 1836 гг. татары-мусульмане своими силами вели религиозную жизнь в гарнизонах, обходясь без профессионально подготовленного имама.

А в 1836 году Оренбургское магометанское духовное собрание направило на службу муллу Бикчантая Бикбова, который с 1836 по 1855 гг. проработал имамом в крепости Свеаборг. В последний год своей службы в 1856 году мулла Бикбов был переведен из крепости Свеаборг на материковую часть в Гельсингфорс.

Кроме ведения основных религиозных практик - пятикратные, пятничные и праздничные намазы, имянаречения и похороны, в обязанности муллы входили также канцелярские обязанности. Он должен был вести метрические книги, в которые вносились регистрационные записи о рождении, смерти, бракосочетании и разводе мусульман.

Материальное обеспечение муллы лежало на Военном министерстве. Таким образом религиозная жизнь военных татар в Финляндии была облегчена благодаря финансовой поддержке Военного министерства Российской империи и кадровому обеспечению со стороны Оренбургского магометанского духовного собрания.

Кроме заработной платы, Военное министерство обеспечивало имама молельным местом. По сохранившемуся генеральному плану Свеаборгской крепости от 1851 года удалось выяснить, что это был отдельный дом, которым совместно пользовались и мусульмане, и иудеи (см. на фото).

Генеральный план крепости Свеаборг, 1851 год. Зеленым кружком отмечен молельный дом мусульман.

Генеральный план крепости Свеаборг, 1851 год. Зеленым кружком отмечен молельный дом мусульман.

Узнав, что среди российских солдат есть мусульмане, финские ученые стали проявлять к ним особый интерес. Известно, что видный востоковед Императорского Александровского университета Георг Август Валлин специально ездил в крепость Свеаборг, чтобы пообщаться с муллой Бикбовым.

Позже в 1845 году Валлин под мусульманским именем Абд аль-Вали посетил Мекку и Медину, где принял участие в богослужениях во время хаджа.

В 1857 году на службу на место Бикчантая Бикбова Оренбургское магометанское собрание направило в Гельсингфорс имама Ахметсафу Бакирова, который проработал в должности окружного штатного муллы до 1865 года. По сравнению с Бикбовым о биографии Ахметсафы Бакирова сохранилось много информации.

Указ Императора Александра II о назначении Бакирова штатным муллой 1860 г.

Указ Императора Александра II о назначении Бакирова штатным муллой 1860 г.

А. Бакиров родился в 1830 г. в семье крестьянина деревни Кугарчино Лаишевского уезда Казанской губернии (совр. Рыбно-Слободский район республики Татарстан). Был взят в рекруты и проходил службу рядовым линейного 64-го батальона в Финляндии.

Так, во время Крымской войны в 1855 г. он находился на побережье Балтийского моря, причем с весны до осени в городе Фридрихсгам (Хамина), где за заслуги при отражении неприятельских судов был удостоен бронзовой медали на Андреевской ленте.

С 1857 по 1859 гг. Ахметсафа Бакиров находился на должности муллы без необходимой официальной сертификации. А в 1859 г. он специально поехал в Уфу, где сдал экзамен в Духовном собрании на право стать муллой. Успешное испытание в религиозных познаниях удостоверялось официальным свидетельством — «указом» на право ведения религиозной деятельности. Все это позволило ему стать штатным военным муллой. Эта должность считалась высокой и закреплялась указом самого императора.

После Ахметсафы Бакирова третьим по счету указным муллой стал Гиззятулла Тимергалиев. На основании решения муфтия Оренбургского Магометанского Духовного собрания Салимгарея Тевкелева, он приступил к своим обязанностям в 1866 г. Перечень обязанностей муллы сохранялся прежним - кроме религиозной практики, имам должен был в том числе выполнять канцелярскую работу. По своему сословному статусу Г. Тимергалиев являлся купцом, выходцем из поселка Кармыш (совр. Янгильдино) Чебоксарской волости Казанской губернии.

С 1857 по 1904 гг. молельная комната располагалась в квартире имама, которая находилась в Гельсингфорсе на улице Альбертсгатан. В 1905 году молельная комната была перенесена на площадь Хагнес (Хаканиеми) в деревянное здание, которое до наших дней не сохранилось. В 1909 и 1911 гг. татары ходили отправлять свои религиозные требы в здание на улице Малмгатан (Малминкату) рядом с синагогой.

Пятничный намаз в Гельсингфорсе в конце XIX в.

Пятничный намаз в Гельсингфорсе в конце XIX в.

Финские татары в период Крымской войны

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Свеаборг стал одним из объектов нападения англо-французского военного флота. В этот период возрастает смертность среди татар-мусульман. До сентября 1855 г. умерших военных татар хоронили на территории крепости Свеаборг.

Уже начиная с апреля того же года татар стали хоронить на материковой стороне Гельсингфорса в районе Сандудд (Хиетаниеми). Усопших перевозили на лодках до кладбища через районы Гресвикен (Руохолахти) и Сундхолмен (Салмисаари).

Позже, в 1870 г., благодаря стараниям имама Гиззятуллы Темиргалиева этот участок официально передали под мусульманские захоронения. Таким образом начинается история татарского мусульманского кладбища, который существует в пределах района Сандудд (Хиетаниеми) и по сей день.

Начало второй половины XIХ в. ознаменовалось увеличением количества военнослужащих татар, прежде всего из-за Крымской войны. Но после окончания Крымской кампании начинается уменьшение количества военных татар. Этому послужила реформа, разработанная военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным, и широкие свободы предоставленные Финляндии императором Александром II.

Нижегородские татары - основной татарский этнокомпонент Финляндии 

В тоже время на смену военных татар в начале 1890-х гг. в Финляндию начинают активно приезжать татарские купцы из Нижегородской губернии, которые впоследствии станут основным татарским этнокомпонентом современной Финляндии.

Согласно утверждению местного татарского писателя, издателя и мецената Хасана Хамидуллы (1900-1988), которому была посвящена наша отдельная статья, первым из татарских торговцев Нижегородской губернии, оказавшихся на территории Финляндии, был его дед - Хамидулла Рахимов.

В книге "BASLMIÇE KALGANLAR" (“Неопубликованное”) он пишет, что в 1868 г. мусульманским торговцам из Нижегородской губернии запретили торговать платками в Москве и Петербурге. Из-за этого многим пришлось уехать обратно в свои деревни или торговать в других местах.

Его дедушка давно слышал о Финляндии и решил съездить поторговать в Випури (совр. Выборг). Торговля шла хорошо, и он пригласил к себе младшего брата Аляутдина Рахимова и сына Хайрутдина. Втроем торговля стала идти еще лучше. Им удалось познакомиться с муллой Юнусом, служившим имамом у солдат-мусульман в Випури (у татар-мусульман в Выборге был свой мулла).

Они увидели, что в Финляндии уже присутствуют татары-мусульмане, что во многом облегчило их жизнь. Новость об успешной торговле Хамидуллы Рахимова в Финляндии стала распространяться и среди других торговцев, которым снова разрешили торговать в Петербурге. Вслед за ними они потихоньку стали переселяться в Финляндию.

Таким образом военнослужащие татары и находившиеся при них указные военные муллы смогли заложить фундамент для этно-конфессиональной жизни современной татарской диаспоры в Финляндии. Этому способствовало в том числе Военное министерство, которое помогало татарам соблюдать свои религиозные требы.

Татары смогли создать свои молельные места в крепости Свеаборг и в Гельсингфорсе, а также отдельное мусульманское кладбище в городе. После Крымской войны в силу разных причин количество военных мусульман стало уменьшаться.

Вместе с этим в начале 1870-х гг. в Финляндию активно начинают приезжать татарские торговцы из Нижегородской губернии. В том числе этому способствовало открытие железнодорожного сообщения между Петербургом и Гельсингфорсом в 1870 г.

После Октябрьской революции 1917 г. сейм Финляндии объявил о независимости страны. В результате этих перемен остатки имперской армии окончательно выводятся из Финляндии, вместе с ними уходят и последние военнослужащие татары.

Созданные ими религиозные институты постепенно были интегрированы в жизнь новых мусульманских мигрантов - татарских торговцев из Нижегородской губернии. Их приток в Финляндию продолжался вплоть до 1929 г., пока в СССР не запретили свободный выезд за границу.

______________________________________________________________

Примечание:

В основу статьи легли исследования имама татарской общины в Финляндии Рамиля Беляева, в частности его работа “Татарская диаспора Финляндии: вопросы интеграции и сохранения идентичности”, Хельсинки, 2017 год. А также книга Хасана Хамидуллы “Baslmiçe kalganlar” (“Неопубликованное”), Хельсинки.

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle