• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тайны старой Казани: правда ли, что казанские армяне помогали Ивану Грозному при завоевании Казани?

Время чтения: 5 мин
5508

Суконная слобода, 1879 год

Суконная слобода, 1879 год

Армянская колония на территории Среднего Поволжья существовала ещё в булгарский период. Считается, что армяне бежали в Волжскую Булгарию в 1222 году от монгольского нашествия. В окрестностях города Булгар возникло довольно большое армянское поселение. А после разорения Булгара в 1431 году войсками князя Федора Пёстрого, вероятнее всего, армяне переселились в Казань.

Армянские купцы привозили множество товаров с Востока, особенно ткани, ковры. Но, пожалуй, самым знаменитым их товаром была особая краска – кошениль. Сами армяне её называют «вордан кармир», что переводится как «красный червь». Дело в том, что производят её из удивительного насекомого – кошенильного червеца. Летом, один день в году, он выходит из-под земли в Араратской долине. Краска из него получается очень яркая и стойкая. Армяне издревле её использовали как чернила. Также с её помощью окрашивали ткани и ковры.

Согласно сохранившимся историческим источникам и преданиям Армянская слобода располагалась за стенами городского посада. Во времена Казанского ханства в ней обособленно жили армянские торговцы, ремесленники и строители. Она находилась по Ногайской дороге на восточном берегу Нижнего Кабана.  Совершенно неприметная в наши дни улица Спартаковская, была центром этой слободы. До революции она называлась Армянской и напоминала о связи этой местности с армянами. Слобода была довольно большой и кроме Спартаковской охватывала территорию современных улиц Суконная, Айдинова, Петербургская, Ульянова-Ленина и Калинина. Уже после завоевания Казани на её месте возникла всем известная Суконная слобода.

В конце XIX века профессор Казанского университета Николай Федорович Высоцкий (1843–1922) сделал ряд открытий, которые помогли пролить некий свет на историю Армянской слободы времен ханской Казани. Основным родом деятельности Н. Ф. Высоцкого была медицина – он преподавал в Казанском университете, был одним из организаторов борьбы с эпидемиями, однако, кроме этого, увлекался археологией и краеведением. Весной 1880 года в районе современной улицы Калинина, на выступе так называемой Третьей горы (до революции она имела еще одно название – Немецкая куртина) рядом с дачей г. Бартоло, им было найдено множество человеческих костей, а затем 4 могильных камня с надписями на армянском языке. Оказалось, что это армянские могильные камни XIV–XVI веков.

Остатки надписи на армянском могильном камне, найденном Н.Ф. Высоцким

Остатки надписи на армянском могильном камне, найденном Н.Ф. Высоцким

Таким образом, в районе современной улицы Калинина во времена Казанского ханства находилось древнее армянское кладбище. По рассказам местных жителей, в этом районе часто талыми водами и дождями вымывает человеческие кости.

Другая важная информация была получена Высоцким у одного армянского интеллигента, жившего в Казани, который интересовался историей своего народа. Согласно ей до взятия русскими Казани в городе находилась большая армянская слобода, где основную часть составляли торговцы. В слободе имелась своя армянская церковь. Предположительно на её месте в последующем была построена Георгиевская церковь (в районе современной улицы Петербургская).

Высоцкий Н.Ф.

Высоцкий Н.Ф.

По преданию, при взятии города именно армяне оказали большую помощь русским, указав слабые места городских стен. После взятия города царь Иван Грозный решил убить всех армян, так как опасался, что они могут поступить с русскими так же, как они поступили с татарами. Часть армян успела убежать, а другая часть была убита и похоронена в общей могиле рядом с армянским кладбищем.

Здесь на ул. Калинина на горе располагалось древнее армянское кладбище

Здесь на ул. Калинина на горе располагалось древнее армянское кладбище

Эту легенду также подтверждал А.Н. Бекетов, который слышал от других армян, что они указали царю Ивану Грозному место, где хранился ключ от входа в город. Данные предания подтверждаются археологическими данными. А также интересен тот факт, что после взятия Казани армянское население города резко исчезает.

Использованные источники:

Алишев С. Все об истории Казани. Казань, 2005.

Высоцкий Н.Ф. Немецкая Куртина – древнее армянское кладбище в Казани // Вырезка из Известий О-ва археол., истории и этнографии при Казан. ун-те, Т. VII. С. 4-5.

Высоцкий Н.Ф. Следы древнего армянского кладбища в Казани // Известия О-ва археол., истории и этнографии при Казан. ун-те. 1885. Т. VI, вып. 1. С. 18–19.

Высоцкий Николай Феодорович // Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета: за сто лет (1804–1904): В 2 ч. / Под ред. заслуж. орд. проф. Н. П. Загоскина. Казань, 1904.  Т. 2. С. 158–161.
Калинин Н. Казань. Исторический очерк. Казань, 1955.

Миллер Б.В. Об армянских надписях в Болгаре и Казани // Известия Российской Академии литературной культуры. Л., 1925. Т. 4.

Султанов Р. И. Историческая география Казани (город и его предместья в XVI–XVII веках). Казань, 2004.

Социальные комментарии Cackle