• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульмане в Госдуме России и их отношение к переселению людей на новые земли

Время чтения: 4 мин
2896

В 1906 году правительство России, возглавляемое Петром Столыпиным, приступило к проведению аграрной реформы. Преследовались несколько целей: создание в деревне опоры самодержавию из крепких собственников, разрушение общины, обеспечение подъёма сельского хозяйства и  индустриализация страны. Одним из рычагов проведения реформы стала переселенческая политика правительства. Предполагалось переселить на пустующие земли в Сибири и юго-востока Российской империи и мусульманские народы Поволжья и Урала. Известно, что  реформа в силу субъективных и объективных причин потерпела неудачу.

Эта тема живо освещалась в татарской периодике. В частности, в газете «Вакыт» («Время»), датированной 10 марта 1908 года опубликована статья. Автор ее - Юсуф Акчура (1876-1935) – видный татарский писатель, журналист и общественный деятель затрагивает вопросы: В чем суть переселения? Как это отразится на мусульманах? Как относятся к этому члены мусульманской фракции Думы?

Обратимся к тексту публикации.

Корреспондент газеты «Новое время» господин Пилянко в своей статье опубликованной на днях, перечисляя партии и группы, заседающие в нынешней Госдуме, не удосужился упомянуть о мусульманской фракции. Общеизвестно в первой и второй Думах мусульмане отличались не только  своей боевитостью и пестрыми одеяниями, но и весьма неожиданными и порой невпопад высказанными громогласными заявлениями. Тем самым они хоть и изредка напоминали о своем существовании. Участие мусульман в деятельности двух предыдущих Дум, несомненно, было очевидным, чего нельзя сказать о третьей. Их не только не слышно, но и не видно и это обстоятельство несколько огорчает. И вот, слава Аллаху, наконец, вашему покорному слуге удалось перед отъездом из первопрестольной обнаружить наличие в составе третьей Госдумы депутатов-мусульман.

Мусульманская фракция заявила о себе лишь тогда, когда разгорелись горячие споры по вопросу переселения народа на новые неосвоенные территории империи. Безусловно, эта проблема одна из актуальных для российских мусульман. В начале XX века несколько смягчилась проблема насильственной христианизации и через это угроза утери национальной идентификации. Вероятнее всего наступление на нашу национальную самобытность теперь пойдет через систему образования и перемещение на новые территории. Ведь школа, в конечном счете, место, где закладываются основы знаний, науки, культуры и будущей профессии ребенка. Переселение дает возможность отсталым в культурном смысле народам, ведущим кочевой образ жизни, обогатиться духовно за счет перемещенных, которые обладают знаниями, культурой и богатыми традициями.

Примером этого могут служить мусульмане, которые внедрившись в китайскую или африканскую среду, невзирая на трудности, открывали школы и медресе и просвещали аборигенов. Монахи и священнослужители, которые при помощи научных методов исследуют структуру почв и полезные ископаемые это по сути те же самые колонизаторы, выполняющие роль следопытов, пионеров, осваивающих новые территории. И цивилизованное сообщество, возможно, за это должно оказывать им всяческое содействие и выражать свою благодарность и почтение. Однако это лишь внешняя сторона вопроса. Если внимательно присмотреться, открывается довольно неприглядная картина и становится ясно, что это банальная борьба за выживание!

Итак, переселенцы! Кто же они? Здесь речь идет об одиннадцати семьях. Едва ли какая из них  по своей воле пожелала оторваться от своей родной земли. Каждый человек любит свою родину и не желает покидать ее. Переселение носит вынужденный характер. В Европе из года в год растет население. Народы вынуждены перебираться туда, где много свободной земли. Говорят ведь, природа не терпит пустоты, а потому она способствует наполняемости территорий. Законы физики имеют свое отражение и в демографии. Народы двух континентов, земли которых не отгорожены друг от друга высоким забором, перемещаются туда, где более свободно и просторно и этому естественному  процессу никто и ничто не может противостоять.

Даже если  полностью раздадут  помещичьи  и государственные земли крестьянам, возникнет потребность в новых пахотных землях. Согласно статистике, за полвека население России увеличивается вдвое, и по прогнозам к 1950 году численность россиян достигнет 300 миллионов. Естественно, будет расти население и Китая. И вполне закономерно, что те широкие просторы, по которым сегодня кочуют со своими многочисленными стадами кочевые племена значительно уменьшаться и не смогут оставаться в нынешнем виде. И нет никаких оснований утверждать, что туда не станут перебираться переселенцы и что эти степи будут закреплены за казахами и будут служить им в качестве пастбищ. И только безудержное переселение на эти земли массы людей, может привести к искоренению кочевничества неизбежно может привести к нехватке продовольственных ресурсов и к голоду.

Налицо еще одна проблема в процессе переселения на земли кочевников: необходимо определиться, так к кому же принадлежат киргиз-кайсацкие степи? Если это собственность казахов, то переселенцы могут обустраиваться на них только после их выкупа. Если же эти территории принадлежат казне, то переселенцы вопросы купли-продажи обязаны решать с ней.

(Продолжение следует)

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle