• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аббас ибн Фирнас - первый летчик-испытатель в истории

Время чтения: 5 мин
6180

 

А вы знаете о том, что первым в небо устремился именно арабский учёный? Однако это не единственное его достижение: инженер, авиатор, врач, поэт – это лишь малая толика того, чем занимался этот человек. Заинтересовались, кто же эта личность? Именно ему и посвящён наш сегодняшний материал.

Речь идёт об Абу аль-Касиме Аббасе ибн Фирнасе ибн Вирдасе Аль-Такурини, более известном под именем Аббаса ибн Фирнаса. В мировую историю он вошёл известным изобретателем, инженером, авиатором, врачом, арабским поэтом и музыкантом Андалусии, который жил в Эмиратах Кордова (современная Испания) в VIII веке.

Однако большую популярность, если так можно сказать, он приобрёл благодаря одному своему действию – Аббас ибн Фирнас стал первым человеком, который успешно продемонстрировал управляемый полёт человека: он спрыгнул со скалы в своей летающей машине, сделанной из бамбуковой рамы, покрытой шёлковой тканью и птичьими перьями. Ему удалось продержаться в воздухе около 10 минут, но произошла аварийная посадка, из-за которой он повредил спину. Фирнас написал книгу, в которой он вывел необходимость иметь хвост для стабилизации полёта.

Ему также приписывают много других изобретений, которые включают прозрачное стекло, используемое для коррекции зрения, водяные часы и устройство для резки горного хрусталя. Его именем не только назван кратер на Луне, но и аэропорт в Багдаде, а также мост через реку Гвадалквивир в Кордове. Ливийцы даже выпустили почтовую марку в его честь.

Безусловно, мир помнит братьев Райт как первых, кто смастерил летательный аппарат, но именно Аббас ибн Фирнас стал первым, кто задокументировал эту идею на бумаге, вдохновив других на исследование предмета аэронавтики. Связь между крыльями и хвостом для стабилизации полёта, впервые разработанная Аббасом Ибн Фирнасом, способствовала успеху летательного аппарата братьев Райт в 1903 году.

Детство

Аббас ибн Фирнас родился в 810 году в изн-Ранд Онда, который был в то время частью Аль-Андалузского Халифата Кордовы. По этническому происхождению он был североафриканцем берберского происхождения, а имя его происходит от слова «Afernas».

В своё время Аль-Андалусия была центром обучения инженеров, архитекторов и учёных. Кордова и Багдад были двумя культурными центрами исламского искусства и науки. Молодой Аббас изучал медицину и астрологию, но больше всего его привлекали инженерия и создание собственных изобретений. Он также любил андалусскую классическую музыку и арабскую поэзию. В детстве он был очень любознательным и любил познавать механизм работы каждой вещи.

Карьера

Аббас ибн Фирнас жил в Эмиратах Кордова, которые охватывали часть сегодняшних Гибралтара (Великобритания), Марокко, Португалии и Испании. Он стал эрудитом-изобретателем, инженером, авиатором, врачом, арабским поэтом и андалусским музыкантом.

Нельзя не сказать о влиянии на Фирнаса Армена Фирмана, который в 852 году попытался взлететь, спрыгнув с минарета Большой мечети в Куртубе, надев на себя хитроумное приспособление, изготовленное из деревянного каркаса и шёлка. Это приспособление смягчило его падение, в следствие чего Армен отделался лишь незначительными травмами при испытании первого в мире парашюта, если его можно так назвать.

Фирнас стал свидетелем прыжка и продолжил научное исследование недостатков разработанной Арменом траектории полёта. Двадцать три года спустя, в 875 году, он сконструировал собственный летательный аппарат из бамбуковой рамы, покрытой шёлковой тканью, к которой были пришиты настоящие орлиные перья. У его машины была упряжь, с помощью которой он мог управлять движением крыльев. Это было усовершенствование изобретения Фирмана, которое позволяло фиксировать положение крыльев.

Фирнасу потребовалось немало времени, чтобы завершить изучение авионики и убедиться в надёжности своей машины. Наконец, в возрасте 70 лет он решил спрыгнуть со скалы в горах Джебель Аль-Арус, чтобы продемонстрировать широкой публике своё изобретение.

Он пригласил зрителей стать свидетелями этого события, отметив, что в случае успешного исхода испытания, то целью его жизни станет желание рассказать об изобретённом приспособлении. По словам очевидцев, он находился в состоянии полёта около 10 минут, беспрестанно взмахивая крыльями вверх и вниз. К сожалению, техника посадки не была отработана до автоматизма, поэтому при приземлении Фирнас ударился о землю с большой силой, что привело к серьёзным травмам спины. Он прожил ещё 12 лет после своего полёта, продолжая исследования в области авионики. Хотя он больше не предпринимал попыток летать, учёный смог детально изучить недостатки своей посадки и пришёл к выводу, что помимо крыльев, нужно смастерить подобие хвоста, который бы выполнял функции руля при управлении полётом.

Также Аббас ибн Фирнас изучал астрономию и разработал механизированный планетарий, где были расположены вращающиеся планеты, которые двигались по отношению друг к другу так, как это происходит во Вселенной. Он также проводил эксперименты с кристаллом, кварцем и песком, чтобы создать прозрачное стекло высокого качества, которое потом стало использоваться для изготовления знаменитых андалусских стаканов для питьевой воды.

Изучал Фирнас и увеличительные свойства стекла, смастерил линзы для коррекции зрения. Он также известен тем, что разработал водяные часы под названием Аль-Маката для отслеживания времени. Другим его непомерным вкладом стало изобретение способа резки горного хрусталя, который был известен в то время только в Египте.

Всю свою жизнь Аббас ибн Фирнас посвятил науке, написал много книг по математике, физике, астрономии и инженерии, которые стали настольными для преподавателей Университета Аль-Андалусии. Его книга, описывающая его первый полёт и извлечённые из него уроки, вдохновила многих других, кто также совершал попытки летать, включая известного Леонардо да Винчи.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle