Исламское законодательство в Египте во времена Османской империи
В период правления мамлюков Египет не знал, что такое стабильность. Мамалюкские султаны непрерывно свергали друг друга. Борьба за престол сопровождалась погромами, мятежами и убийствами. О законности как таковой говорить не приходилось. Спокойствие воцарилось на египетской земле после завоевания страны османским султаном Селимом I в 1517 году.
После вхождения в состав империи Египет переживал невиданный экономический подъем. Местные элиты, изъявившие покорность султану принимались к нему на службу, и им было доверено управлять страной.
Уровень образования среди простого населения был крайне низок. Немногие из египтян в то время могли читать священные тексты, не говоря уже об их толковании, что требовало наличия грамотных интерпретаторов, которые становились кади – шариатскими судьями.
Положение османов в Египте было прочным. Они опирались не только на военную силу, но и на концепцию «сиясат-иляхи» - сочетание юридических, религиозных и философских взглядов, чьими носителями была местная бюрократия и которая рассматривала османское государство как легитимный халифат всех мусульман.
В законотворчестве использовались местные обычаи, которые придавали законодательству большую гибкость.
Например, копты-христиане – коренное население Египта не попадали под действие законов Шариата за исключением требования не покупать и не употреблять на публике алкоголь во время священного месяца Рамадан. Женщины-христианки также не обязаны были соблюдать исламский дресс-код.
Все решения по разным вопросам фиксировались в Сиджилях – сборниках официальных документов в Египте во времена Османской империи.
Политика сыграла главную роль в развитии шариатской практики в Египте. Но нужно отличать «сиясу» (политику) и религиозное законодательство. Османский халифат преодолел барьер между мирской политикой и религиозным законом. Это не была ассимиляция политикой шариата, а скорее исламизация мирского законодательства.
В средние века мусульманские богословы отдавали предпочтение логике и суждению по аналогии.
В те времена знаменитый египетский Аль-Азхар еще не обрел своего исключительного статуса как высшей религиозной инстанции. В то же время османы, являясь приверженцами ханафизма, признавали все основные правовые школы-мазхабы.
Кроме этого Египет, расположенный на пути из Аравии в Магриб принимал у себя представителей различных арабских племен, турок, черкесов, монголов, абиссинцев, которые придерживались различных исламских правовых школ и вносили еще большее разнообразие в правовую практику страны.
Также существовало (и существует) разделение самого населения Египта на «северян», которые больше ориентировались на культуру стран Средиземноморья, с их этническими и религиозными предпочтениями и «саидов» - уроженцев Южного Египта, испытывавших на себе влияние племен, проживавших в бассейне Нила.
Кади при вынесении решений должны были учитывать положения государственных законов (канунов), местные обычаи и требования шариата.
Например, в южных районах чаще прибегали к телесным наказаниям и накладывали более жесткие ограничения на немусульман.
Вместе с тем происходила трансформация применения тех или иных шариатских установлений. Так, например, худуд из телесного наказания превращался в систему штрафов и тюремных сроков.
Даже в свете тенденции слияния духовной и светской власти и стремлении подвести под состав преступления различные моральные проступки османским юристам не удалось полностью преодолеть теоретической богословской установки, различающей ‘права Бога’ и ‘права людей’, и полностью уровнять грех и преступление.
Османское судопроизводство подняло на новый уровень ценность письменного документа. Кроме этого был разработан порядок принятия решений администраторами-управленцами, которые подчинялись определенным правилам, признанным, в том числе и богословами.
Например, заключение брака стало формальной юридической процедурой, проводимой в шариатском суде с подписанием письменного брачного контракта в присутствии двух свидетелей.
Юридическая система современного Египта хоть и испытала на себе воздействие европейского права, во многом продолжает включать в себя нормы шариатского законодательства. Это касается, прежде всего, таких областей как гражданское и семейное право, хотя те положения шариата, которые содержат требования телесных наказаний за те или иные проступки не включены в законодательство. Современные египетские законы более персонифицированы и рассматривают права и ответственность одного отдельно взятого гражданина.
Ильдар Мухамеджанов