• Фаджр
    23:48
  • Восход
    01:18
  • Зухр
    09:00
  • Аср
    13:42
  • Магриб
    16:06
  • Иша
    18:16

Исламское законодательство в Египте во времена Османской империи

Время чтения: 4 мин
3726

В период правления мамлюков Египет не знал,  что такое стабильность. Мамалюкские султаны непрерывно свергали друг друга. Борьба за престол сопровождалась погромами, мятежами и убийствами. О законности как таковой говорить не приходилось.  Спокойствие воцарилось на египетской земле после завоевания страны  османским султаном Селимом I в 1517 году.

После вхождения в состав империи Египет переживал невиданный экономический подъем. Местные элиты, изъявившие покорность султану принимались  к нему на  службу, и им было доверено управлять страной.

Уровень образования среди простого населения был крайне низок. Немногие из египтян в то время могли читать священные тексты, не говоря уже об их толковании, что требовало наличия грамотных интерпретаторов, которые становились кади – шариатскими судьями.

Положение османов в Египте было прочным. Они опирались не только на военную силу, но и на концепцию «сиясат-иляхи» - сочетание юридических, религиозных и философских взглядов, чьими носителями была местная бюрократия и которая рассматривала османское государство как легитимный халифат всех мусульман.

В законотворчестве использовались местные обычаи, которые придавали законодательству большую гибкость.

Например, копты-христиане – коренное население Египта не попадали под действие законов Шариата за исключением требования не покупать и не употреблять на публике алкоголь во время священного месяца Рамадан. Женщины-христианки также не обязаны были соблюдать  исламский дресс-код.

Все решения по разным вопросам фиксировались в Сиджилях – сборниках официальных документов в Египте во времена Османской империи.

Политика сыграла главную роль в развитии шариатской практики в Египте. Но нужно отличать «сиясу» (политику) и религиозное законодательство. Османский халифат преодолел барьер между мирской политикой и религиозным законом. Это не была ассимиляция политикой шариата, а скорее исламизация мирского законодательства.

В средние века мусульманские богословы отдавали предпочтение логике и суждению по аналогии.

В те времена знаменитый египетский Аль-Азхар еще не обрел своего исключительного статуса как высшей религиозной инстанции. В то же время османы, являясь приверженцами ханафизма, признавали все основные правовые школы-мазхабы.

Кроме этого Египет, расположенный на пути из Аравии в Магриб принимал у себя  представителей различных арабских племен, турок, черкесов, монголов, абиссинцев, которые придерживались различных исламских правовых школ и вносили еще большее разнообразие в правовую практику страны.

Также  существовало (и существует) разделение самого населения Египта на «северян», которые больше ориентировались на культуру стран Средиземноморья, с их этническими и религиозными предпочтениями и «саидов» - уроженцев Южного Египта, испытывавших на себе влияние племен, проживавших в бассейне Нила.

Кади при вынесении решений должны были учитывать положения государственных законов (канунов), местные обычаи и требования шариата.

Например, в южных районах чаще прибегали к телесным наказаниям и накладывали более жесткие ограничения на немусульман.

Вместе с тем происходила трансформация применения тех или иных шариатских установлений. Так, например, худуд из телесного наказания превращался в систему штрафов и тюремных сроков.

Даже в свете тенденции слияния духовной и светской власти и стремлении подвести под состав преступления различные моральные проступки  османским юристам  не удалось полностью преодолеть  теоретической богословской установки, различающей  ‘права Бога’ и ‘права людей’, и  полностью уровнять грех  и преступление.

Османское судопроизводство подняло на новый уровень ценность письменного документа. Кроме этого был разработан порядок принятия решений администраторами-управленцами, которые подчинялись определенным правилам, признанным, в том числе и богословами.

Например, заключение брака стало формальной юридической процедурой, проводимой в шариатском суде с подписанием письменного брачного контракта в присутствии двух свидетелей.

Юридическая система современного Египта хоть и испытала на себе воздействие европейского права, во  многом продолжает включать в себя нормы шариатского законодательства. Это касается, прежде всего,  таких областей как гражданское и семейное право, хотя те положения шариата, которые содержат требования телесных наказаний за те или иные проступки не включены в законодательство. Современные египетские законы более персонифицированы и рассматривают права и ответственность одного отдельно взятого гражданина.

Ильдар Мухамеджанов

🔥 Тестовая вставка socialShare.html.twig
Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика