Халифаты Западной Африки
Рассказ об истории мусульман Африки будет неполным, если не касаться истории различных государственных образований, возникавших в разное время на ее территории.
В 18 веке в Западной Африке произошло важное событие, которое стало отправной точкой изменений, имевших место в регионе уже в 19 веке. В середине 18 века здесь набрало силу движение мусульман, противостоявших язычникам-анимистам и организовавших несколько исламских государств на территории современной Гвинеи, Сенегала, Мали и Нигера.
Движение мусульман за создание своих государств в Западной Африке было инспирировано в конце 18-начале 19 веков народом фулани в районах Фута Джаллон и Фута Торо. Его основой были пастухи, жившие в саванне, простиравшейся от Сенегала до Камеруна.
Фулани подвергались притеснениям со стороны правящей аристократии народа хауса, которая обкладывала их тяжелыми налогами. Поэтому они оказались очень восприимчивыми к проповедям мусульманского богослова Усмана дан Фодио, который начал свою проповедническую деятельность в городе Гобир.
К началу 1800 годов Усман обзавелся многочисленными сторонниками.
В своей книге «Танбин аль-ихван аля ахваль ас-Судан» Усман писал: «Правительство страны — это правительство её короля. Если король мусульманин — то и страна мусульманская, если король неверующий — то и страна его страна неверующих. В этих условиях является обязательным для каждого покинуть её и уйти в другую страну».
Он также осуждал смешение ислама с традиционными африканскими религиями, что часто делали номинально мусульманские правители хауса: ««Что касается султанов, то они, несомненно, являются неверными, даже если они исповедуют исламскую религию, потому как они практикуют политеистические ритуалы, и отвращают людей от пути к Богу, и поднимают мирской флаг над знаменем ислама. Всё это — неверие в соответствии с консенсусом мнений».
В 1804 году правитель Гобира попытался убить проповедника, послав своих воинов, но его последователи защитили своего учителя. Это столкновение спровоцировало начало восстания фулани и других угнетённых мусульманских народов по всему Хаусалэнду. В течение четырех лет восставшим удалось захватить все важные населенные пункты региона.
После смерти Усмана в 1817 году его брат Абдуллах и сын Мухаммад Белло объединили все районы, населённые представителями народности фулани в одно исламское государство со столицей в городе Сокото.
К 1837 году халифат Сокото простирался по территории северной Нигерии и стал самым большим государством в Западной Африке. Законодательство этого государства базировалось на шариате. Грамотность получила широкое распространение, внутренним междоусобицам был положен конец, расцвела торговля.
В начале XX века Сокото было включено в состав британского Протектората Нигерия, однако региональная элита сохранила свою власть. В настоящее время султаны Сокото сохранили свою власть как духовные главы мусульман Нигерии.
К западу от Сокото фулани продолжали свой джихад. В верховьях реки Нигер его возглавил Умар Тал – мусульманский проповедник из Фута Торо.
Умар родился в долине реки Сенегал недалеко от города Подор. Его отец был религиозным наставником, а сам Омар получил образование у лучших учителей тариката Тиджания. В 1826 он году совершил хадж в Мекку. Находясь в Мекке Тал стал одним из шейхов Тиджанийи и был провозглашен халифом западного Судана.
Вернувшись на родину, он сформировал армию и оснастил ее огнестрельным оружием, купленным у европейцев. С 1855 по 1862 годы он завоевал районы Бамбара и Масина и основал государство Туколор, занимавшее территорию от района Фута Джаллон в Сенегале до Тимбукту (Мали).
После смерти Умара в 1864 году Туколор был разрушен междоусобицами и его земли завоевали французы.
Движения марабутов и западноафриканских муджахидов сыграли главную роль в укреплении ислама в этой части континента. Именно благодаря усилиям таких людей как Усман дан Фодио, Фодей Комбо Силлях, Умар Тал, Самори Туре мусульмане в таких странах как Гамбия, Сенегал, Мали, Гвинея, Нигер составляют 90% населения.
Ильдар Мухамеджанов