• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Фетвы татарских ученых начала ХХ века: чтение Корана за деньги

Время чтения: 5 мин
4178

Вопрос:

Издавна известен обычай совершать хатм Корана в память о покойниках. Однако в популярных книгах по фикху сказано, что делать это недопустимо. Тогда каким образом совершать хатм по усопшим? Имеется ли обоснование зна сей счет или есть какое-то деяние взамен этого денежного вознаграждения?

Ответ:

Прочтение Священного Корана или как еще это называют «хатм» является сунной и одной из форм ‘ибадата. Приступая к нему непременным условием должно быть намерение совершать его искренне, от чистого сердца и ради довольствия Аллаха Та’аля. При этом не должно быть никаких иных целей. И только в этом случае хатм будет  соответствовать сунне. Потому как главная основа ‘ибадата заключается  в  искренности намерения, праведности его, а в противном случае это не будет считаться ‘ибадатом. Ведь каждый правоверный ведает о том, что в поклонении в котором примешивается рия (показушность) или иные цели и, напротив отсутствует желание  достичь довольствия Всевышнего не являются истинным  ‘ибадатом, а потому не могут быть восприняты Аллахом Та’аля и не удостоятся Его блага. Из этого становится очевидно, что хатм Корана за определенную плату недопустим.

Однако в том случае, когда передающий деньги не объявляет целью чтение Корана, а принимающий мысленно не имеет в виду что эти деньги являются платой за хатм, а всего лишь являются подаянием-садака, то сей хатм будет являться правильным и есть надежда, что он будет воспринят и удостоен вознаграждения свыше. 

Запрет Расуля Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) на чтение Благородного Корана за плату подтверждено во множестве хадисов. В первые годы распространения Ислама хатм  Корана или иные ‘ибадаты за определенную плату вообще не имели место. В источниках нет даже упоминания об этом. Известно и о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предостерегал от оплачивания услуг за обучение Священному Корану и лечения людей заговорами при помощи молитв. Только впоследствии, когда увеличилась рождаемость и родилось множество детей мухаджиров и ансаров, а потому некоторые члены общины были вынуждены оставить свои ремесла и заниматься обучением детей и поэтому испытывали нужду. Тогда Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) разрешил брать плату за обучение и лекарство.

Однако ученые по фикху разделяют понятия "чтение Корана" и "обучение Корана за плату", причем, по их мнению, первое является недопустимым, а второе вполне правомерным. Резон в их рассуждениях обоснован следующим обстоятельством: человек, на которого возложены обязанности обучающего не имеет возможности уделять время зарабатыванию средств иными путями и обеспечить себе и своим близким достойное существование.

В то время как хатм или чтение Книги не есть в данном случае как бы обязанностью читающего. А вот обучение подобно иным профессиям не является ‘ибадатом и с этой точки зрения не удостоится вознаграждения свыше. Савап возможен лишь тогда, когда человек, занимающийся обучением ближних, будет относиться к своей работе с большим прилежанием и рвением. И в этом смысле обучение как любой труд в соответствии с Шариатом достойно денежного вознаграждения. В то время как чтение Корана не должно низводиться до уровня простого ремесла, способа зарабатывания денег. Потому как это занятие будет представлять собой неуместное использование и унижение Благородного Корана и что самое главное сие деяние будет противоречить основным целям ниспослания Книги. Ведь Священный Коран не считается инструментом добывания средств существования или предметом торга, он ниспослан для того, чтобы люди по его хукмам сверяли свои деяния, размышляли над смыслами его аятов и чтобы учились правильно читать его с искренностью в  намерениях.

Вот некоторые хадисы где говорится о недопустимости чтения Корана за соответствующую мзду:

«Читайте Коран, но не переходите границы его, не отстраняйтесь от него и не пытайтесь превратить его в средство обогащения». Передан в изложении Ахамада, который узнал его от Абдуррахмана ибн Шибеля, услышавшего из благородных уст самого Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

«Читайте Священную Книгу и при помощи написанного там просите у Всевышнего, ведь после вас будут еще и иные племена, которые также будут читать Коран и с его помощью вопрошать у людей». Этот хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) дошел до нас в изложении Ахмада и Тирмизи, а им был передан от сахаба Хасана Имрана ибн Хусейна.

«Читайте Благородный Коран, потому что те, кто будут делать это после вас будут столь стремительно просить вознаграждения и не потерпят  промедления, что уподобятся стреле выпущенной из лука». Данный хадис был услышан Сахль ибн Сагдом от самого Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и передан Абу Даудом.

«Кто из вас получит вознаграждение и преумножит свое состояние за чтение Корана в этой жизни, а в Судный День Благородный Коран будет свидетельствовать против него». Хадис передан Абу Нугаймом ибн Аббасом, услышавшим его от самого Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). 

Из приведенных хадисов видно, что не дозволяется читать Коран за денежное вознаграждение. Тот, кто ставит цель зарабатывания денег чтением Корана делает неверный шаг и не удостоится благ Всевышнего.

Некоторые толкователи сравнивали чтение Книги за денежное вознаграждение с теми, кто «ложными путями добывает себе хлеб насущный», а потому считали это недостойно. Иными словами получение платы за хатм Корана, присвоение собственности ближнего недозволенным путем, равнозначно употреблению пищи, не оплачивая за нее. Потому что чтение является одним из видов поклонения-‘ибадата, а рассчитывать  на вознаграждение-аджер за поклонение недопустимо. В этом смысле полученное вознаграждение является неприемлемым.

У нас известны два способа совершения хатма. Первый – коллективный хатм и второй – хатм в одиночестве. Есть определенные требования к исполнению хатмов и самое главное: их должны совершать достойные люди, которые умеют правильно и внимательно читать  Коран. Нельзя обращаться к тем, кто при чтении делает ошибки и невнимателен, так как тем самым допускается неуважение к Корану и снижение достоинства Священной Книги. 

из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1916 год №14

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle