• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ближайший единомышленник Марджани Низамутдин аль-Ильхами

Время чтения: 5 мин
3532

Как известно, ДУМ РТ  объявило текущий год годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

  В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

И снова Бухара. Беседы с учеными. Прилежание и усердие в науке. Увлечение историей. Труды, которые были созданы в Бухаре. Интерес к проблемам суфизма. Повседневная жизнь.

  После возвращения в Бухару Марджани приобрел комнату в известном своими богатыми традициями и великолепием медресе «Мир Араб» (это учебное заведение было основано в 942 году по хиджре, в 1535 году по милади арабом по имени Амир Абдулла). Через год к нему перебрался его родной брат Садретдин и они стали жить вместе в этой комнате. Известно также, что Марджани в течении всего летнего периода служил имамом в медресе «Мир Араб». Во второй свой приезд в Бухару Марджани поставил перед собой четкие цели и тщательно продумал,  как наиболее рационально использовать все возможности обучения в этом городе. Все свое время он проводил в своем жилище и наслаждался тем, что много читал и изучал, занимался переписыванием книг, приумножал свои знания и пополнял свою личную библиотеку.

Нам удалось обнаружить в его библиотеке множество рукописей, которые были выполнены его рукой в Самарканде, а также книги, которые по его просьбе были переписаны шакирдами. Из этого наследия было видно, что участие в копировании принимали 10-15 человек и это можно было определить по их различным манерам письма. Причем каждая книга была внимательно прочитана Марджани и поля их были испещрены его приписками и заметками, в которых он живо откликался по важным и противоречивым проблемам. В этих книгах также имелись отдельные вставки, что свидетельствует о том, что ученый ознакомился с множеством сочинений и всячески стремился сделать многочисленные выписки, которые представляли для него огромный интерес. По словам его брата Садретдина хазрата, у него имелись два огромных баула, куда он складывал свои записки об  увиденном и прочитанном. Он неустанно знакомился с трудами выдающихся ученых, стремился познать истину.

Из всего, что удалось переписать и зафиксировать Марджани наше внимание привлекло то, что в его бумагах было значительно меньше материалов, касающихся толкованию хадисов, а вот записей по каляму и исторических материалов было великое множество. В списке книг по хадисам, прочитанным в Бухаре, значатся «Мушкатель-масабих» и две книги, которые он одолжил у кого-то на время «Сахих Бухари» и «Муватту». Возможно, Марджани придавал большее значение гакаиду (вероубеждению), каляму и философии, потому что среди его записей наибольшее количество относятся к этим наукам. Именно об этом свидетельствуют его заметки и пояснения, которые ученый относил к книгам «Гакаиде Насафи» и «Мелла Джаляль». По своей природе Марджани был человеком, который имел способность доходить до сути изучаемых предметов и от этого получал истинное удовлетворение. Он весьма уважительно относился к выдающимся ученым, достигшим вершин в изучении каляма и логики, как Мела Джалялютдин Ад-Давани и Мирза Загид.

Ученому удалось переписать многие книги и сочинения этих людей. Когда он составлял биографию своего устада дамеллы Хаджи бая, он не преминул отметить, что последний был большим знатоком трудов Давани и Мирзы Загида. О том, с каким уважением и любовью относится Марджани к упомянутым личностям можно понять и потому как он отзывается о них в своей книге «Вафиятель-асляф». После возвращения из Самарканда в Бухару Марджани живет там  пять лет. За это время он преподает и обучает шакирдов, в том числе узбеков, туркмен и татар. Он тесно сотрудничает с крупными медресе Бухары, участвует в научных дискуссиях по разным вопросам, принимает участие в различных меджлисах. Среди тех, кто принимал активное участие в подобных дискуссиях известный дамелла Хусаин Каргали. Наибольшее его уважение и близость во взглядах ощущалось с Низамутдином аль-Ильхами. Последний отличался необыкновенно острым умом, широтой взглядов, принципиальностью, начитанностью и любовью к истине. Познакомились впервые они в Самарканде и симпатизировали друг другу. По приезде в Бухару они в течение четырех лет обменивались мнениями и прониклись большим взаимным уважением. В сочинениях, которые были созданы Марджани в Бухаре, есть упоминания об этой личности. Кстати, его псевдоним «ильхами» - означает «вдохновенный», присвоен его единомышленниками за его прозорливость, прямоту и остроту ума. Не удовлетворившись системой обучения в Бухаре, они с товарищем по имени Гариф ибн Габдессалям отправились постигать науки в Мекку и Медину.

Предположительно в 1273 году по хиджре и 1856 году по милади они погибли. Сведения о жизненном пути их можно найти в книгах «Асар», «Мустафадель-ахбар», «Вафиятель-асляф». Один из ближайших друзей Низамутдина как-то заметил, что в беседе с ним Марджани сказал: «Если бы мне не повстречался Низамутдин, то можно было бы считать, что мое пребывание в Бухаре было бы пустым времяпревождением». Это высказывание Марджани можно воспринимать как его встречу с человеком, который был его единомышленником, духовным братом и другом. Впоследствии он, вспоминая о своих близких друзьях, рассказывал своим шакирдам: «У меня был один преданный друг, выдающихся способностей, наши взгляды и мнения во многих вещах совпадали, к сожалению, его следы затерялись». Нет сомнения в том, что Марджани здесь имел в виду Низамутдина аль-Ильхами. Известно также, что он обладал познаниями в области медицины, физики, геометрии, и, конечно же, нет сомнений в том, что они дискутировали по этим предметам. К слову, Садретдин хазрат выражал сомнение в этой части. Он, в частности, утверждал, что «уровень подготовки Низамутдина был невысок и всего лишь соответствовал шакирду великого ученого. Он одно время из-за уважения к Марджани собирался написать комментарий к его книге. А вот то, что Марджани будто бы пользовался его сочинениями мне доподлинно неизвестно. Так что столь высокая его оценка из уст Марджани вызывает у меня сомнение».


В библиотеке Марджани мы обнаружили некоторые книги по физике и геометрии, написанные Марджани в Бухаре, которые были тщательно доработаны и отредактированы им. Возвратившись из Самарканда Марджани, возможно, следуя традициям, которые были заложены при общении с кади Абу Сагидом попытался наладить связи и подискутировать на научные темы с видными учеными, проживающими в то время в Бухаре. Для этого он не постеснялся попросить у кого-то книгу, или помочь выяснить какую-либо щекотливую тему, поводов и подходов к известным ученым у него было много. Известно, например, что он имел продолжительную беседу с известным кадием Бухары. Во время разговора была затронута проблема вероисповедания и кади представил свое видение  ее. Марджани тоже изложил свой взгляд на проблему. Собеседники обнаружили единство взглядов и кади с удовлетворением отметил: «Слава Всевышнему, ваши взгляды так же прекрасны как ваши одеяния». Действительно, Марджани поверх красивого, изысканного чапана накинул на плечи еще один не менее привлекательный чапан.

Islam-Today

С текстом сбоника «Марджани» 1915 года можно ознакомиться на портале

www.darul-kutub.com

Социальные комментарии Cackle