• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»

Время чтения: 5 мин
28990

Казахстан, Узбекистан, Канада, Соединённые штаты, Франция, Бельгия, Африка, Австралия – где только не нашли приют представители татарской национальности. Кто-то переехал из-за работы и создал семью, сохранив в маленьком обществе свою нацию, культуру и память, кто-то там уже родился, а кто-то просто путешествует по миру, открывая что-то новое и рассказывая о богатой и непростой истории татарского народа.

Стоит отметить, что расселение татар по всему миру не является чем-то характерным для современности. Ещё много лет назад в отдельных странах стали возникать татарские мечети и школы для обучения на татарском языке, образовывались татарские слободы и возводились отдельные города татарскими солдатами и мастерами. А в конце XIV столетия Великий князь Литвы Витаутас (прозванный татарами «защитником мусульман») и король находившейся в унии с Литвой Польши Владислав Ягелло начали систематическое расселение татар на пограничных с Тевтонским Орденом территориях. В XVI–XVII вв. татары-мусульмане активно укоренялись в Польше. Специальными королевскими указами им были дарованы возможности сохранять свои обычаи и религию, причем подчинялись они непосредственно лишь королю и Великому князю. У них было свое небольшое государство.

Как видно, татары везде смогли найти свой уголок, свой дом, однако не забывая при этом о своих корнях, об исторической и такой далёкой, но такой любимой Родине.

Сама по себе татарская слобода была неотъемлемой частью всех крупных городов Российской империи. А в эстонском Таллинне и во все можно до сих пор увидеть указатели двух улиц – Татари и Уус-Татари, ведущие свою историю с далёкого с 1710 года. Однако сегодня мы с Вами продолжим знакомиться с бытом и историей татар, связавших свою жизнь волею свыше с одной из среднеазиатских республик – с Казахстаном.

В казахских городах позапрошлого века тоже были созданы свои татарские слободки, отличающиеся убранством домов. Чаще всего они вырастали вблизи военных городков и фортов. Едва только солдаты скинут на землю свои палатки, как рядом тут же возникает торговец-татарин, предлагающий служивому люду свой немудрёный, но крайне необходимый товар: нитки и иголки, табак и чай, фрукты и сладости.

В городе Петропавловске Татарская слобода (такое название до сих пор сохранилось среди узкого круга сторожил города) появилась в середине XIX века, на юго-западе города, в начале улицы Пушкина. Обратившись к истории, мы узнаём, что татары в Петропавловске жили почти с самого времени его основания (1752 год), а в окрестностях города и того раньше. Пространство от Подгорья до первых расписных и опрятных татарских домов занимали огороды, сеновалы и скотные загоны горожан. Пожалуй, именно Татарская слобода была самым колоритным поселением города. Здесь были ярко отражены не только национальный образ жизни и своеобразная культура татарского народа, но и религия, традиции, особенности характера целого этноса. Историки и этнографы без тени преувеличения говорят, что если бы не было в Петропавловске татар, то город был бы другим: из него сразу исчезли бы ярмарки, караванные дороги, торговые базары, меновой двор, известный на весь Китай, и торговые базы на пол-Сибири. Не стало бы и мечетей, медресе и гостиных домов.

Прошло лишь несколько лет, а Татарская слобода стала лицом Петропавловска, его символом, гербом. Это выражалось и в том, что даже ведущие европейские исследователи называли город не иначе, как татарским. Муратов, Янгуразов, Астафуров, Тюменев – фамилии именитых татар-предпринимателей знает, пожалуй, каждый житель города и проезжающий турист, интересующийся историей. Семьи купцов старались быть меценатами и содержали медресе, ежегодно спонсировали проведение Сабантуя, строили мечети и помогали их содержать в дальнейшем, платили заработную плату преподавателям и имамам. Говоря о вкладе татар в общее развитие города, в укрепление нравственности и религии Ислам, нельзя не вспомнить слова одного общественного деятеля, который говорил, что «без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков».

Центром татарской слободы, как, пожалуй, и по всему миру в подобных районах города, была мечеть, возводимая силами самой махалли. Если говорить о самом северном городе Казахстана, о Петропавловске, то самая старая татарская мечеть была деревянной и располагалась на окраине города, в Подгорье. Уже в 1795 году на её месте по личному распоряжению Екатерины II была возведена Касымовская каменная мечеть, которая в течение следующих 25 лет регулярно претерпевала изменения. Она являлась первой каменной мечетью в казахской степи и одним из первых каменных зданий в самом городе. В 1801 году в неё попал заряд молнии и мечеть была частично разрушена, перестроили её лишь в конце 1820-х гг. Здание Касымовской мечети до настоящего времени сохранилось частично и не привлекает особого внимания ни местных жителей, ни туристов.

Аккурат в самом центре Татарской слободы, когда-то кипящей жизнью и блистающий ярким, но всегда уместным и органичным национальным татарским колоритом, расположена Динмухаммедовская мечеть (мечеть №5), ныне ставшая приютом не только для местных татар, но для всей мусульманской общины города. Построена она была в 1854 г. сибирским татарином Динмухаммедом Бачуриным. Сейчас здесь также обучают намаза и чтению Священного Корана. О ней мы писали несколько ранее.

Характерно, что некоторые татарские купцы предпочитали строить мечети на территории собственных дворов. Поэтому мусульманские храмы составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Яркий тому пример – Янгуразовская (Халитовская) мечеть. Построена она была на средства татарского купца Халита Янгуразова ещё в конце XIX века. Мусульманам здание было возвращено умме лишь в 1990-ые годы. Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом — михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к ней двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды, — яркая достопримечательность города.

О том, какие мечети, к сожалению, не выдержали проверку временем и властью, в каких медресе воспитывались истинные сыны своего народа, как в целом сложилась судьба татар-мусульман Петропавловска мы расскажем Вам в следующем материале.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle