История

«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»

20041

«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»

Казахстан, Узбекистан, Канада, Соединённые штаты, Франция, Бельгия, Африка, Австралия – где только не нашли приют представители татарской национальности. Кто-то переехал из-за работы и создал семью, сохранив в маленьком обществе свою нацию, культуру и память, кто-то там уже родился, а кто-то просто путешествует по миру, открывая что-то новое и рассказывая о богатой и непростой истории татарского народа.

Стоит отметить, что расселение татар по всему миру не является чем-то характерным для современности. Ещё много лет назад в отдельных странах стали возникать татарские мечети и школы для обучения на татарском языке, образовывались татарские слободы и возводились отдельные города татарскими солдатами и мастерами. А в конце XIV столетия Великий князь Литвы Витаутас (прозванный татарами «защитником мусульман») и король находившейся в унии с Литвой Польши Владислав Ягелло начали систематическое расселение татар на пограничных с Тевтонским Орденом территориях. В XVI–XVII вв. татары-мусульмане активно укоренялись в Польше. Специальными королевскими указами им были дарованы возможности сохранять свои обычаи и религию, причем подчинялись они непосредственно лишь королю и Великому князю. У них было свое небольшое государство.

Как видно, татары везде смогли найти свой уголок, свой дом, однако не забывая при этом о своих корнях, об исторической и такой далёкой, но такой любимой Родине.

Сама по себе татарская слобода была неотъемлемой частью всех крупных городов Российской империи. А в эстонском Таллинне и во все можно до сих пор увидеть указатели двух улиц – Татари и Уус-Татари, ведущие свою историю с далёкого с 1710 года. Однако сегодня мы с Вами продолжим знакомиться с бытом и историей татар, связавших свою жизнь волею свыше с одной из среднеазиатских республик – с Казахстаном.

В казахских городах позапрошлого века тоже были созданы свои татарские слободки, отличающиеся убранством домов. Чаще всего они вырастали вблизи военных городков и фортов. Едва только солдаты скинут на землю свои палатки, как рядом тут же возникает торговец-татарин, предлагающий служивому люду свой немудрёный, но крайне необходимый товар: нитки и иголки, табак и чай, фрукты и сладости.

«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»

В городе Петропавловске Татарская слобода (такое название до сих пор сохранилось среди узкого круга сторожил города) появилась в середине XIX века, на юго-западе города, в начале улицы Пушкина. Обратившись к истории, мы узнаём, что татары в Петропавловске жили почти с самого времени его основания (1752 год), а в окрестностях города и того раньше. Пространство от Подгорья до первых расписных и опрятных татарских домов занимали огороды, сеновалы и скотные загоны горожан. Пожалуй, именно Татарская слобода была самым колоритным поселением города. Здесь были ярко отражены не только национальный образ жизни и своеобразная культура татарского народа, но и религия, традиции, особенности характера целого этноса. Историки и этнографы без тени преувеличения говорят, что если бы не было в Петропавловске татар, то город был бы другим: из него сразу исчезли бы ярмарки, караванные дороги, торговые базары, меновой двор, известный на весь Китай, и торговые базы на пол-Сибири. Не стало бы и мечетей, медресе и гостиных домов.

Прошло лишь несколько лет, а Татарская слобода стала лицом Петропавловска, его символом, гербом. Это выражалось и в том, что даже ведущие европейские исследователи называли город не иначе, как татарским. Муратов, Янгуразов, Астафуров, Тюменев – фамилии именитых татар-предпринимателей знает, пожалуй, каждый житель города и проезжающий турист, интересующийся историей. Семьи купцов старались быть меценатами и содержали медресе, ежегодно спонсировали проведение Сабантуя, строили мечети и помогали их содержать в дальнейшем, платили заработную плату преподавателям и имамам. Говоря о вкладе татар в общее развитие города, в укрепление нравственности и религии Ислам, нельзя не вспомнить слова одного общественного деятеля, который говорил, что «без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков».

Касымовская мечеть

Касымовская мечеть

Центром татарской слободы, как, пожалуй, и по всему миру в подобных районах города, была мечеть, возводимая силами самой махалли. Если говорить о самом северном городе Казахстана, о Петропавловске, то самая старая татарская мечеть была деревянной и располагалась на окраине города, в Подгорье. Уже в 1795 году на её месте по личному распоряжению Екатерины II была возведена Касымовская каменная мечеть, которая в течение следующих 25 лет регулярно претерпевала изменения. Она являлась первой каменной мечетью в казахской степи и одним из первых каменных зданий в самом городе. В 1801 году в неё попал заряд молнии и мечеть была частично разрушена, перестроили её лишь в конце 1820-х гг. Здание Касымовской мечети до настоящего времени сохранилось частично и не привлекает особого внимания ни местных жителей, ни туристов.

Аккурат в самом центре Татарской слободы, когда-то кипящей жизнью и блистающий ярким, но всегда уместным и органичным национальным татарским колоритом, расположена Динмухаммедовская мечеть (мечеть №5), ныне ставшая приютом не только для местных татар, но для всей мусульманской общины города. Построена она была в 1854 г. сибирским татарином Динмухаммедом Бачуриным. Сейчас здесь также обучают намаза и чтению Священного Корана. О ней мы писали несколько ранее.

Динмухаммедовская мечеть

Динмухаммедовская мечеть

Характерно, что некоторые татарские купцы предпочитали строить мечети на территории собственных дворов. Поэтому мусульманские храмы составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Яркий тому пример – Янгуразовская (Халитовская) мечеть. Построена она была на средства татарского купца Халита Янгуразова ещё в конце XIX века. Мусульманам здание было возвращено умме лишь в 1990-ые годы. Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом — михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к ней двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды, — яркая достопримечательность города.

О том, какие мечети, к сожалению, не выдержали проверку временем и властью, в каких медресе воспитывались истинные сыны своего народа, как в целом сложилась судьба татар-мусульман Петропавловска мы расскажем Вам в следующем материале.

Янгуразовская (Халитовская) мечеть

Янгуразовская (Халитовская) мечеть

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle
Home