• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Толстой и исламский мир»: влияние исламской культуры на творчество великого русского писателя

Время чтения: 5 мин
8498

Казалось бы, что может связывать великого русского народного писателя Льва Николаевича Толстого с Исламом?! Он был отлучён от церкви только за то, что посмел пересмотреть её значение в религии и духовном становлении общества. Толстой не скрывал своих симпатий учению Ислама. В молодые годы он занимался поиском религии и себя в религии, мечтая об основании новой религии Христа, очищенной от церковного христианства.

Молодой писатель переписывался с муфтием Египта Мухаммадом Абдо, известным реформатором Ислама и лично общался со многими татарами, как сторонниками традиционного мусульманства, так и реформаторами.

Именно связи Льва Толстого с Исламом и посвящена новая выставка в Музее исламской культуры, которая так и называется «Толстой и исламский мир».

По традиции открытие экспозиции предварило чтение аятов Благородного Корана заместителем муфтия, имам-хатыйбом мечети Кул Шариф Ильфар хазратом Хасановым, который также отметил важность проведения подобных мероприятий и пожелал дальнейших успехов и интересных выставок Музею.

- Казань гордится тем, что судьба и жизнь Льва Николаевича связана с нашим городом. Его молодые годы, учёба в университете, его становление как писателя прошли именно здесь. Это было очень значимое время для него, для формирования его личности. В Казани есть немало мест, связанных с именем Толстого, в том числе и сам Казанский университет, - подчеркнула заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. – В последствии в своих последующих произведениях он отразил те казанские места, которые его впечатлили и сохранились по сей день. Сегодняшняя экспозиция открывает для нас писателя абсолютно с неожиданной стороны, позволяя глубже постичь его философские учения и мысли.

По словам Эльмиры Амирхановой, заведующий отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки К(П)ФУ, влияние Толстого на мировую элиту было громадным.

- Очень жаль, что мы забываем о том, какое огромное влияние он оказал на умы. Его именем названо целое философское учение – толстовство. Все эти идеи начали зарождаться в нём именно в Казани, когда он постоянно видел живой мир, сталкивался каждодневно с другими взглядами. В последствии его философией заинтересовался и мусульманский мир. Здесь, на выставке, мы постарались продемонстрировать влияние Толстого, в том числе и влияние исламского мира на самого писателя, на его мировоззрение.

Тёплые слова в адрес организаторов выставки высказала и заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Светлана Коновалова, которая также познакомила первых посетителей экспозиции с дальнейшим планом мероприятий в год Толстого – это и автобусные экскурсии, и лекции, и круглые столы.

- Толстой и исламский мир – самая интересная и, пожалуй, самая дискуссионная страница его жизни. Толстой всю свою жизнь обращался к Корану. Его произведения пронизаны хорошим знанием культуры, истории, обычаев, языков мусульманских народов, в том числе народов Северного Кавказа. Эти произведения являются сокровищницей русской литературы, которые формируют новое поколение гуманистов, открытых к другим культурам, - подчеркнула профессор Института филологии и межкультурных коммуникаций К(П)ФУ Резеда Мухаметшина. – Мы Толстого знаем не только как писателя, но как философа, гуманиста, педагога, служившего людям. Ислам, проникнутый насквозь гуманистическими идеями и мыслями, перекликается со многими его произведениями.

На выставке представлены страницы Священных Писаний и литературы по исламской тематике из коллекции музея-усадьбы «Ясная Поляна» с пометками Льва Толстого, его переписка с учёными из Египта и Индии, татарскими интеллектуалами, а также фотографии встреч с Садри Максуди, Гайнаном Ваисовым и другими известными людьми.

На экспозиции впервые для широкой публики выставлено письмо казанского публициста и писателя Фатиха Амирхана, в котором он обращается ко Льву Толстому за советом. Посетители выставки «Толстой и исламский мир» могут собственными глазами лицезреть отдельные фрагменты писем русского писателя (кстати, написанные красивым и разборчивым подчерком), отражающие часть его философских воззрений. Среди экспонатов выставлены и толстовские места в Казани, которые были особенного дороги и любимы ему сердцу, а также костюмы Льва Николаевича казанской эпохи.

 

Кроме того, среди экспонатов выставки можно встретить «книжки-малютки» — недорогие карманные издания — с переводами произведений Льва Толстого на татарский язык и периодические издания рубежа XIX-ХХ веков. Также представлены и переводы Толстого на многие языки мусульманских народов, в том числе кыргызский, казахский, турецкий, арабский и другие.

«Истинная же вера есть только одна – та, которая признаёт существование высшего начала, Бога, от которого я исшёл, к которому приду, которым живу и часть которого составляю. Все верят в это, хотя и не умеют выразить этого и не могут определить, что такое это начало и каким образом я связан с ним.

Знание отличается от веры тем, что знаем мы одним рассудком и поэтому можем определить словами предмет знания, верим же всем духовным существом нашим и, хотя более уверены в предметах веры, чем в предметах знания, не можем словами определить предмета веры».

Лев Толстой

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle