• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Необычное путешествие в Дагестан: в Казани открылась выставка "Нить времён"

Время чтения: 5 мин
1947

В Республике Дагестан проживают представители порядка 72 национальностей, каждая из которых имеет свой особенный, уникальный, костюмный комплекс, который сложился исторически и по сей день передаётся из поколения в поколение, бережно хранясь.

На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица, что уж говорить о молодёжи.

Именно по одежде всегда можно было определить семейное положение человека, из какой он семьи, кто по профессии. Несмотря на великое многообразие национального костюма в Дагестане, наряд можно читать как открытую книгу, сразу понимая, с какой местности приехал стоящий перед тобой житель. Об этом говорили и на открывшейся в Доме Дружбы народов Татарстана выставке «Нить времён», которая стала первым из цикла мероприятий, посвящённых Дню единства народов Дагестана, традиционно проводимого 15 сентября.

Выставка «Нить времён» позволяет через фотографии, через полный костюмный комплекс не просто на секунду вернуться в родное село, почувствовать свежий горных воздух и лёгкое дуновение морского ветра, но и ознакомиться с особенностями одежды жителей Южного Дагестана.

Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство собственное понятие о красоте.

В XIX веке излюбленной и распространённой формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они одновременно служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.

В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, которые шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идёт немалый.

Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет – верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана. Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса. Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке.

Нельзя не отметить, что национальные костюмы народов Дагестана были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды знающий человек легко мог определить, к какой именно национальности принадлежит человек. Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны. Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.

Хотя у каждой народности Дагестана были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. Что касается узоров, то они, как правило, имели сакральное значение, оберегая своих обладателей. Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней. Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.

Расцветка национальных дагестанских костюмов также имеет свою символику. Конечно, на первый взгляд кажется, что убранства буквально пестрят, но если присмотреться, то можно заметить, что чаще всего встречаются три цвета – белый, красный и чёрный. Белый больше характерен для праздничных и свадебных нарядов. Красный символизировал благополучие и достаток, а чёрный олицетворял защиту предков.

Пожилые женщины чаще всего выбирали одежду в тёмных тонах,молодые незамужние девушки делали выбор в пользу ярких элементов красного, оранжевого, синего или зеленого цвета.

Именно женская одежда больше несёт в себе самобытности народа, отражая его этнические особенности, способствуя дальнейшему сохранению обычаев и традиций.

Говоря о целом комплексе национального костюма, нельзя обойти стороной головной убор, который для дагестанских женщин является неотъемлемым каждодневным атрибутом. Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и родовое селение. Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и учёные. Их можно разделить на три большие группы

Чухта представляет собой узкую длинную шапочку из чёрной материи. Иногда её украшали монетами или бахромой. Надевать чухту имели право лишь замужние женщины. Они заплетали косы и укладывали их в специальный мешочек – волосник, который находился в нижней части головного убора и спускался на спину.

Платок традиционно сохранялся среди пожилых женщин, молодые девушки выбирали шали. Старые женщины складывали шали в треугольник, одним концом обматывали шею и завязывали с другим под подбородком. Цвет этого головного убора также выбирали в зависимости от возраста.

Чалма представляет собой кусок длинной материи, который замысловато обматывают вокруг головы, изначально её носили лишь мужчины.

Что касается прекрасных представительниц лезгинской народности, то их костюм отличался яркостью и дороговизной. Главной особенностью убранств являлась многослойность. Девушки надевали шёлковые прямые платья, поверх них носились распашные платья-валчаги. Ещё одной отличительной характеристикой нарядов являлось изобилие украшений. Одежду декорировали серебряными и золотыми монетами, драгоценными камнями и вышивкой. В выборе цветов приоритет отдавали красному, жёлтому, фиолетовому и зелёному цветам. Голову покрывали кружевными платками.

 

О костюмах народов Дагестана, в частности южной его части, можно говорить очень долго, много и захватывающе. Но лучше прийти на выставку «Нить времён» в Доме Дружбы и посмотреть самому, чем отличается облик горских евреев, какие цвета костюма характерны для азербайджанцев, почему ковры табасаранских мастериц известны по всему миру, что включал в себя костюм горца и где проживают агулы.

Фотогалерея - День единства народов Дагестана в Казани

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle