• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Камиль Самигуллин о конкурентах, образе татарского батыра и об итогах года

Время чтения: 7 мин
1990

Какую роль играет Духовное управление мусульман Татарстана в духовно-нравственном просвещении общества? Почему важно сохранять родной татарский язык? Как спорт помогает мусульманину? Каков уровень современного мусульманского богословия в Татарстане?

Об этом и многом другом мы поговорили с председателем ДУМ РТ, муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным в нашем новом выпуске подкаста «Ислам сегодня».

– Ассаляму алейкум, Камиль хазрат. На Ваш взгляд, что стало самым важным достижением ДУМ РТ за последний календарный год? 

– Уалейкум ассалям! Достижений очень много, каждый будет оценивать проделанную работу по-своему. Я бы выделил то, что мы смогли создать компьютерный шрифт Казан басма.

К этому мы долго шли, и далеко не каждый может по достоинству оценить этот результат. Ушло много времени, много лет на осознание, понимание того, как это сделать, как воспроизвести. Наконец-то шрифт готов, и в следующем году, Алла бирсэ, в соответствии со старым шрифтом в новом варианте мы уже напечатаем Коран.

– Могли бы Вы более подробно рассказать о казанском шрифте, над которым работали. Ведь это очень большой вклад в становление татарского богословия.

– Издание Казан Басма, как мы знаем, было напечатано 172 раза, но ни один из экземпляров не соответствовал какому-либо общему стандарту. К примеру, некоторые типографии печатали меньше строчек или страниц. Шигабутдин Марджани, когда был в комиссии по проверке Коранов, описывал этот вопрос в том числе в одном из своих трудов, где рассказал, как нужно писать Коран, как его печатать. Он придумал некоторые выходы для чтения неарабами определённых букв и слов, где можно ставить остановки, а где нельзя разделять.

В 1909 году была шура (собрание – прим. ред.): 300 учёных собрались в центре Казани только для того, чтобы решить, как печатать Коран, как писать некоторые слова. Муса Бигиев выступал,  высказал своё мнение. В итоге были найдены 57 несоответствий, которые надо было исправить. К сожалению, революция помешала реализовать задуманное, пропали знания, пропали и учёные. Сегодня у нас есть книги, опираясь на которые мы можем подготовить мусхаф.

Что же касается непосредственно шрифта, это некий бренд, узнаваемость. У нас есть свой шрифт, который прославился на весь мир. Он аутентичный, татарский, им писали наши учёные. Теперь же мы сможем не только переиздавать Коран старым шрифтом, но и печатать религиозные книги. Смотря на книги, напечатанные с помощью этого шрифта, мы сразу понимаем, где они были изданы.

Таким образом, наше богословие обретает узнаваемое лицо. К сожалению, после 90-х годов среди арабов, кто не знает историю, распространено мнение, что ислам в России появился в 90-х. Но ведь у нас огромный пласт религиозной культуры. Первая небесная религия на территории современной РФ – ислам. Волжская Булгария в 922 году официально приняла ислам. Эта дата признана всеми, начиная от главы государства и заканчивая рядовыми сотрудниками различных университетов.

Шейх Каусари писал про имама Абу Юсуфа и упомянул казанские издания, которые намного ценнее других. Учёные разных стран писали, что в этих книгах не было ошибок. Сегодня у нас есть технологии, мы можем проверить написанное, но не можем напечатать книги, чтобы не было ни одной ошибки. Однако раньше такое было возможно. Этим были уникальны наши книги.

– Как вы в целом оцениваете уровень современного мусульманского богословия в Татарстане?

– Обычно говорю, что всё относительно. Если мы будем сравнивать сегодняшний уровень с 1990 годами, то очень заметен рост. Кто бы чем не хвалился, все, кто имеет сертификат AАIOFI по исламским финансам, живут в нашей республике. Если в нашей стране есть чтецы Корана по 10 кыраатам, то они тоже живут в нашей республике.

Мы смогли поставить правильные приоритеты и можем оценить результат. В основном наши конкуренты – Кавказ, это Чечня, Дагестан. В Поволжье уже конкурентов уже нет, это данность, результат нашей работы. Если сравнивать с международными центрами, нам есть куда расти, что улучшать.

– Почему ДУМ РТ взяло на себя ответственность за создание и сохранение татароязычной среды? Как татарам вообще сохранить свою самобытность?

– Название нашей организации говорит само за себя. Всевышний Аллах так предустановил, что создал нас этой народности. Нет отличия араба от неараба, но все арабы сохраняют свою наследственность и гордятся этим, выделяют. Это не значит, что мы должны отойти от национальности. Но почему мы не можем сохранить свой язык?

В своё время именно язык позволил нашим предкам сохранить веру, религию. 100 лет назад не было татарской эстрады или театра, отдельных татарских школ. Не было ничего из того, о чём светские люди говорят как о культурном коде. Весь наш народ опирался на ислам, ислам – это фундамент нашей нации.

Возьмите первые книги – «Кысаи Йусуф», который транслирует коранический образ. Первые песни – мунаджаты, на религиозную тему. Наши имена все имеют мусульманские корни, несут в себе прекрасный смысл. Наш народ нельзя отрывать от ислама. Раньше не было институтов, которые бы сохраняли нашу религию или национальную идентичность. Где учился Тукай? В медресе, стал известным поэтом. Марджани, великий историк татарского народа, учился в медресе в Бухаре.

Религия сохраняет нацию, а нация – религию. Человек понимает, что он другой, что у него есть что-то своё, что нужно сохранять. Словно лоскутное одеяло – все разные, но в этом и есть красота, это возможность познавать друг друга. Нельзя забывать корни, традиции. Забудем язык, придёт время, что забудем и религию.

Посмотрите на простого татарина, который знает, что он мусульманин, но не молится. Он идёт на маджлис, в мечеть. Он о религии ничего не знает, но знает, что татарин, что должен пойти в мечеть. Значит, национальность сохраняет его, держит вблизи веры его предков. Поэтому всегда есть надежда, что он станет более послушным по отношению к приказам Господа.

– Каким же должен быть современный мусульманин?

– В первую очередь, богобоязненным. Всё относительно, каждый год меняется мода, что-то устаревает, а что-то вновь заполняет всё пространство. Но человеческие ценности никогда не меняются. Честность всегда в цене, слово всегда должно быть документом, санадом.

Когда мы читаем про старых татарских торговцев, то видим, что, когда они ездили в Среднюю Азию, то давали слово, а люди им верили. Слово стоило очень много. Сегодня же это всего лишь слово.

Хочется вспомнить слова Исмаила Буль-Буля. Однажды он мне сказал, когда я поступил в Болгарскую исламскую академию: «Дойдёшь, Инша Алла, до степени доктора, и того, что выше». Тогда я спросил, что же может быть выше. На что он ответил: «Довольство Аллаха». Поэтому самая большая степень, которую может достичь человек, – довольство Аллаха.

– Наши реалии сегодня требуют от людей многогранности. Кроме семьи и работы, многие из нас находят дополнительные занятия, в том числе занимаются спортом. Вы и сами подаёте нам красивый пример. Что говорит ислам о спорте?

– Что касается многогранности, то хочется отметить, что сегодня нам не хватает тонких, узких специалистов. Обучаясь в медресе, мы обманываемся и думаем, что знаем все науки. Но мы только знакомимся с множеством наук, а потом специализируемся в том или ином направлении. То же самое и в спорте: нельзя заниматься всем, нужно выбрать что-то одно.

В исламе есть ответ на всё. Нет такого аспекта жизни, где бы ислам не давал пояснение – разрешено, запрещено или нейтрально. Ислам на всё даёт своё мнение, характеристику. Сам Пророк ﷺ давал нам личный пример. Он бегал вместе со своей женой, стрелял из лука, боролся с Руканой. Сегодня мы знаем, во что играли сахабы, какими видами спорта занимались.

Безусловно, спорт – сунна, быть здоровым – сунна. Но есть некие правила, которые мусульманин должен соблюдать, держать в голове, выбирая то или иное занятие. К примеру, соблюдение аурата. Мы должны быть здоровыми, сильными. Сильный верующий более любим, чем слабый верующий, ведь от него больше пользы.

– Мы знаем Вас ещё и как мастера джиу-джитсу. В одном из интервью Вы сказали, что изучаете историю татарской сабли и готовите научную работу на эту тему. Можете, пожалуйста, рассказать об этом подробнее?

– Когда мы говорим о шашке, то сразу представляем, как она выглядит, кто её держит в руках. То же самое касается и меча-кладенца, и японской катаны. У каждого из нас есть устойчивая ассоциация с этим видом оружия.

А татарская сабля – какая она? Образцов осталось мало, хранятся они в музеях. Главная задача, которая стоит перед нами, – вернуть этот образ, чтобы люди понимали, знали, что это такое. Это культурное наследие нашего народа. Также не хватает и образа батыра. К примеру, если завтра будет Сабантуй, то как мы оденемся? Цветная тюбетейка, жилетка. Как будто у татар были только артисты, но не было батыров. Где образ татарского батыра? Над этим тоже нужно размышлять.

Что касается моих занятий джиу-джитсу, то я не мастер, а больше любитель. Для меня это в первую очередь сунна Пророка ﷺ. Однажды я был на тренировке в Дубае, там смог пообщаться с одним шейхом. Он сказал, что для нас этот спорт – наука «Знания о самообороне». Не стоит изучать спорт, чтобы обидеть кого-то. Цель спорта – стать сильным, чтобы защитить слабого, свою честь и достоинство. Отстоять свою честь. И это есть сунна. Мы возрождаем сунну пророка Мухаммада ﷺ. И с таким намерением, уверен, что и за занятия спортом будет дарована мусульманину награда.

– Какой бы совет Вы дали нашим зрителям и слушателям?

«Кто проявляет таква, боится Всевышнего Аллаха, тому Аллах даёт ему выход из любой ситуации и даст ему ризк даже из тех мест, откуда он не ожидал».

Самое главное – довольство Всевышнего Аллаха, которое достигается послушанием и боязнью Его запретов.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle