Саид Джафар Лутфуллин: «Уже не редкостью являются оскорбления мусульманами друг друга. В ряде же случаев вообще звучат прямые угрозы жизни…»
Уважаемые братья мусульмане! Ислам запрещает оскорбления и нанесение обид людям, не разделяющим убеждения мусульман, считая, что подобные оскорбления не имеют ничего общего с подлинной верой. Исламская религия порицает верующих, которые оскорбляют и унижают друг друга, беспочвенно обвиняют в неверии и во всевозможных грехах. С точки зрения Корана, подобные отношения не влекут за собой ничего, кроме ненависти, вражды, глубоких разногласий и кровавых столкновений.
Все мы прекрасно знакомы с аятом: «Воистину, верующие - братья» (сура «Комнаты», аят 10). Но если говорить о братстве мусульман, взаимолюбви, взаимоуважении, то целью каждого из нас должно быть предпринятие действий во имя процветания уммы, счастья всех его членов. К сожалению, на поверку так оказывается далеко не всегда. И уже не редкостью являются оскорбления мусульманами друг друга. В ряде же случаев вообще звучат прямые угрозы жизни, вследствие наделения определенными группами самих себя полномочиями решать - кто «имеет право» считаться мусульманином, а кто «выводится» из религии.
Аллах Всевышний сказал:
«Не обижайте и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Ведь очень скверно назвать человека нечестивым после того, как он уверовал. А кто не откажется от того, что Аллах ему запретил, тот несправедлив к себе, ведь он себе и другим причиняет зло» (сура «Комнаты», аят 11).
Нельзя обижать брата, называя его обидными прозвищами: он кяфир - неверный, мунафик - лицемер, фасик - распутник, джахиль - невежда и.т.д!
В этом аяте есть указание на то, что худшим из прозвищ являются слова о брате-мусульманине, что он распутник или кяфир. Когда человек заявил о своем исламе, для меня он стал муслимом. И отвратительно менять хорошее название «муслим» на «фасик» (распутник]. Один, может быть, с детства в исламе, а ему говорят «ты фасик», «ты мунафик» (лицемер), или «кяфир».
Всевышний Аллах также сказал: «Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них» (сура «Комнаты», аят 11).
Но сегодня, к сожалению, мы наблюдаем это плохое явление между мусульманами. Сегодня мы в «совершенстве» овладели мастерством издевок друг над другом.
Некоторые братья считают себя идеологически очень развитыми и смотрят на других мусульман, как будто они ничего не понимают или ничего не умеют. Это становится поводом для высмеивания других. В связи с чем хочется сказать этим братьям, что какими бы они не оказались умными в чем-то, у них обязательно есть недостатки в другом, и поэтому мы должны дополнять друг друга и каждый должен заниматься тем, на что у него есть способность: один пишет, другой преподает, третий наставляет; один занимается исламской экономикой, другой политикой, третий нравственностью и т.д.
Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, предупредил о пагубности высмеивания и оскорбления других мусульман и сказал: «Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в исламе».
Пророк Мухаммад, мир ему, также сказал: тот, кто упрекнул (презирал, оскорблял) своего брата из-за одного греха, тот не умрет, пока сам его не совершит.
Поэтому нам предстоит работать над тем, чтобы мы перестали издеваться друг над другом.
Пророк Мухаммад, мир ему, сказал своему сподвижнику Абу Джурайю: «Не отвечайте оскорблением на оскорбление»
В толковании данного изречения Пророка, мир ему, сказано о том, что верующему следует прощать обидчиков и не совершать в ответ того, что сделали ему. В таком благоразумном поступке содержится величайшая мудрость и огромная польза, ведь деяние человека, который сумел побороть себя тогда, когда нанесли ему обиду, одобрено Аллахом Всевышним.
Здесь будет уместным привести и иные слова Пророка Мухаммада, мир ему, который сказал: «Силён не тот, кто победит другого, а силён тот, кто победит себя», то есть сдерживает себя от гнева.
Очень важно для человека не отвечать тем людям, которые нанесли ему обиды. Подобного рода благородный поступок являет собой отражение высокой нравственности и культуры человека. Умение сдержать себя в гневе - это чрезвычайно сильная черта человека, хотя не все могут достичь этого, поскольку это требует работы над собой.
Наша религия призывает к милости и благодеяниям в отношении тех, которые вредят нам. Если же человек ответил сказавшему ему и не добавил ничего лишнего от себя, сказав лишь то слово, каким оскорбили его - то греха нет, так как это является защитой его прав. Человек совершает грех только в том случае, если добавляет что-либо от себя, отвечая на оскорбление другого.
Приведем пример. Если кто-то совершил грех, оскорбив верующего плохим словом, а тот человек, в адрес которого это было сказано, в ответ сказал ему не только это слово, но еще и добавил какие-либо плохие слова от себя, то в этом случае он также совершает грех. А за добавленное слово человек будет отвечать в Конце Света, если не покается. Часть его вознаграждения будет отдана тому, кому он навредил.
Для человека, которого оскорбили, лучшим ответом будет молчание. Если он слышит, что его не прекращают ругать, переживая, что его будут ругать еще больше, то можно в ответ сказать: «Побойся Аллаха и огради себя от грехов».
Не считается грехом, если угнетенный человек просит наказать обидчика, обращаясь с молитвами к Аллаху Всевышнему. Например, если человек говорит: «О, Аллах! Накажи угнетателя за его скверные поступки». В одном из изречений Пророка, мир Ему, сказано о том, что обращения угнетенного принимаются.
В отличие от клеветы, оскорбление не несёт в себе сведений, позорящих потерпевшего. Оскорбление заключается в негативной оценке личности человека, его качествам, поведению, причём в форме, противоречащей установленным правилам поведения и требованиям общечеловеческой морали.
Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.
Распространение клеветы способно дестабилизировать и расшатать любое общество. Поэтому Всевышний Аллах велел нам удостовериться, прежде чем передавать слухи или предпринимать какие-то меры на их основании.
«О вы, которые уверовали! Если придет к вам распутник с вестью, то постарайтесь разузнать, чтобы по неведению не поразить каких-нибудь людей и чтобы не оказаться кающимися в том, что вы сделали, (сура Комнаты, аят 6)
Почему в аяте сказано «если придет к вам распутник с вестью»? Потому что, истинный мусульманин не является передатчиком слухов. Когда до истинного мусульманина дошел слух, он не идет дальше. Мусульманин - это тупик для слухов, потому что это дело распутников.
Во вторых: если общественно-важная весть пришла со стороны даже распутника, не нужно ее тут же отвергать и не придавать ей значения, а нужно проверить и только потом действовать.
Кто считает, что распространение слухов - это легкий грех, глубоко ошибается. Потому что, во-первых, с точки зрения религии, распространение слухов равносильно обману. Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , сказал: «Для того, чтобы оказаться лжецом, человеку достаточно передавать дальше все, что бы он ни услышал».
Во-вторых, это один из ненавистных Аллаху поступков, Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал: «И Аллах ненавидит чтобы вы занимались пересудами, задавали множество вопросов и понапрасну расточали свои средства».
Аллах Всевышний сказал:
«А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, - они берут на себя ложь и явный грех», (сура Ахзаб, аят 58)
Учёные говорят, что этот аят об обиде, причиненной распространением слухов.
«Поистине, те, которые любят, чтобы разглашалась мерзость о тех, которые уверовали, им - мучительное наказание в ближней жизни и в последней. Ведь Аллах знает, а вы не знаете! (сура Нур, аят 19)
Всевышний Аллах говорит о разглашении именно мерзости. Потому что хорошие вести не распространяются так быстро, как плохие. Если с одним случилось что-то хорошее, никто ничего не знает. Все любят говорить о плохом. У арабов есть такая поговорка: «Плохая весть быстро доходит».
Исходя из аята, нужно подчеркнуть, что даже если на самом деле один действительно совершил какую-нибудь мерзость, мы не имеем права обнародовать это. Наоборот, мы должны скрыть его грех, поскольку нельзя нам затрагивать его достоинство.
Пророк Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, сказал:
- Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а тому, кто покроет грех мусульманина, Аллах покроет грехи в День воскресения.
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: « Если я увижу, что мой брат совершает грех и не найду ничего, чем можно его покрыть, кроме своего платья, я сниму свое платье и покрою его (чтобы никто его не видел)».