Али Полосин: беседы об исламе, социальном служении мусульман и семье
Каким должен быть современный имам? В чём заключается социальное служение мусульман сегодня? Как создать крепкую семью? Как имаму идти в ногу со своими прихожанами? Гражданская идентичность мусульман – какая она?
На эти и многие другие вопросы мы постарались найти ответы с нашим новым гостем подкаста «Ислам Сегодня» Али Вячеславом Полосиным, исламоведом и российским учёным.
О социальном служении мусульман
Всем известен хадис, в котором говорится, что лучшая проповедь – это проповедь без слов, делами. Пожалуй, это идеально описывает роль и место социального служения в исламе. По словам нашего собеседника Али Полосина, именно социальное служение мусульман вызывало доверие к религии в средние века.
«Принятие ислама жителями Азии стало следствием разрешения социальных вопросов, а не теоретическое убеждение людей или принуждение. Через честное ведение дел, через заботу о человеке, через помощь людям, через все эти добродетели ислам воспринимали как истинную правильную религию, к нему склонялись», – отмечает Полосин.
Особую роль в этом служении играет социально-благотворительная деятельность, которая особенно активно ведётся в Татарстане.
«К примеру, Фонд «Ярдэм», муфтият активно занимается это работой, включая посещение осуждённых мусульман, их перевоспитание и устройство в дальнейшем. В этом направлении мы должны говорить о ресоциалиазации мусульман в самом широком смысле, что подразумевает не только работу с осуждёнными, с теми, кто попал под деструктивное влияние, но и с теми, кто потерял нормальную связь с обществом, десоциализировался в силу определённых обстоятельств, негативных связей, претерпел психологические сломы под влиянием неприятных трагических обстоятельств. Возвращение человека в его нормальное сознание и есть ресоциализация в целом. И влияние религии в обществе напрямую связано с тем, насколько она может выполнять эти функции», – уверен Полосин.
Такое взаимодействие с прихожанами, с обществом в целом позволяет выбивать из-под ног почву, основание для мотивации на экстремистскую деятельность. Ведь в значительной мере экстремистская вовлечённость в противозаконную деятельность, противоисламскую по сути своей, происходит отчасти и по причине социальных, экономических недостатков.
Когда ислам занимается ресоциализацией, благотворительной деятельностью, то уже у большего количества людей почва для радикальных настроений исчезает. Таким образом, социальное служение мусульман направлено не только против экстремизма, но и способствует оздоровлению общества, замечает эксперт.
«Что же касается работы с радикализированными элементами, то самое главное здесь – выбивать почву у них из-под ног. Для этого должна быть налажена совместная работа теологов и психологов. Психологи нужны для того, чтобы обнаружить и излечить психологические причины радикализации, вывести на правильную стезю. Миссия же теолог – с позиции ислама показать, что есть вещи запретные и поощряемые в религии, показать, рассказать. При этом нельзя забывать и о работе с семьями осуждённых, ведь очень важно, как семья примет человека, куда его направит», – резюмирует Али Вячеслав Полосин.
Актуально! Читайте также: Ислам – это религия образованных, высоконравственных, здоровых духом и телом людей
Семья и вера
К сожалению, в последнее время мы всё чаще наблюдаем, как распадаются мусульманские семьи, дети растут с одним из родителей, что напрямую сказывается на самом ребёнке и его дальнейшей жизни. Озадачившись вопросом, почему такие ситуации происходят в мусульманских семьях, Али Полосин напомнил, что в Коране Всевышний Аллах обращается к бедуинам, арабам пустыни, и говорит им:
«Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы покорились». Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Аль-Худжурат, 14).
«Грозно звучащий аят показывает, что просто формально покориться Аллаху недостаточно. Впереди каждого ждёт работа по воспитанию своей веры. Если вера слабая, то человек может и разводиться, и делать другие легкомысленные поступки. Вера всегда будет способствовать осознанию своих действий, осознаний ответственности за свои слова. Что касается разводов, то в этой ситуации больше всего страдают дети. Если мы обратимся к статистике, то именно дети из неполных семей составляют группу риска. Кризис у родителей приводит к кризису отношений между родителями и детьми. В результате дети проецируют развод на себя, что крайне негативно отражается во взрослой жизни», – объясняет Полосин. Поэтому очень важно воспитывать себя, растить в себе веру.
Особую роль в налаживании отношений здесь играет и психология. По мнению Али Вячеслава, сама психология помогает человеку избавить от его внутренних проблем.
«Религия показывает нам идеал, а психология помогает найти путь к этому идеалу, излечить в процессе имеющиеся травмы. Между прочим, если мы с вами обратимся к истории, то обнаружим, что первые в мире психиатрические клиники были открыты мусульманами в халифате. Одновременно с этим в Европе ещё понятия не имели, как лечить эти болезни, использовали варварские методы. Именно мусульмане в IX веке издавали первые книги по психотерапии, когда в Европе они вышли в печать только в XIX веке», – подчёркивает Полосин.
Образование – панацея от всех болезней?
Одной из важных составляющих жизни любого мусульманина является получение знаний. На сегодняшний день в России действует полноценная система исламского религиозного образования, начиная от примечетских курсов и заканчивая Болгарской исламской академией.
Такая выстроенная системная работа позволяет получать знания, не выезжая за пределы родной страны, готовит будущих учёных и богословов. Именно такую цель и поставила перед собой Болгарская академия – готовить не штатных имамов, а стать кузницей научных кадров.
Не так давно в стенах Болгарской академии состоялась презентация учебного пособия «Гражданская идентичность мусульман России», автором которой выступил наш собеседник. По словам самого Полосина, необходимость в создании подобного труда стояла уже очень давно.
«В период смуты 90-х годов к нам бросились разные товарищи: не официальные богословы, а просто какие-то беглые граждане, которые у себя на роде преследовались за экстремизм или мошенничество, халтурно привозили какие-то книжки; студенты-арабы, учащиеся в России на медиков, которые неожиданно объявили себя богословами, стали издавать странные учебники. Помимо радикальных идей, которые к нам попали, начала приживаться и гражданская идентичность, но других стран. Идентичность другой страны, где другой менталитет, иные законы. Мы оказались перед ситуацией, когда традиционный ислам фактически отсутствовал. Для многих стало достаточно того, что он является мусульманином, а всё остальное и неважно», – вспоминает Полосин.
Это интересно! Читайте также: Али Вячеслав Полосин: «Ислам – религия, данная для исправления нрава человеческого»
Тогда и возникла необходимость задуматься о гражданской идентичности. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования в 2013 году выступил с инициативой и предложил поработать в этом направлении ведущим духовным исламским лидерам России, предоставив свою площадку. Была создана рабочая группа, которая разработала социальную доктрину российских мусульман, которая была принята в 2014 году.
«Доктрину подписали, приняли. Но тут встал другой вопрос: как дальше до масс довести? Нужно было внедрять эту идею в программы исламского образования. Так и появился учебник «Гражданская идентичность мусульман России». Ключевые моменты здесь – это осознание своей ответственности за судьбу своей страны, сопереживание за судьбу, за деятельность общественных, гражданских, государственных институтов. Это чувство общности со всеми гражданами своей страны», – поделился своими мыслями наш собеседник.
К тому же это учебное пособие поможет представителям других традиционных для России конфессий лучше понять мусульман как своих добрых соседей, соотечественников, с которыми вместе можно созидать общее будущее.
Мусульмане вчера, сегодня, завтра
После 70-80 лет запретов, гонений на религию в годы существования Советского Союза говорить о том, что духовенство не поспевает, несправедливо, уверен наш эксперт.
«Условия были тяжёлые, поэтому нельзя ожидать, что возрождение пойдёт быстрыми темпами. Что касается проекции в завтрашний день, можно высказать определённую озабоченность. Вы обращали внимание на то, что сегодня во всём мире те, кто раньше ходили к духовным наставникам, ходят к психоаналитикам, психотерапевтам светским? Почему так происходит? Возможно, не нашли квалифицированного, грамотного ответа на свой вопрос. Духовенство будущего должно обладать знаниями ряда наук, дисциплин, что позволит духовному лидеру лучше разобраться в ситуации, подсказать правильное решение», – объясняет Полосин.
Говоря о современном состоянии российской и мировой общины мусульман, нельзя не сказать и о научной сфере. К сожалению, сегодня мы являемся свидетелями того, когда достижения спортсменов ценят гораздо выше, чем победы и открытия учёных.
Этот контраст говорит о многом. Когда у нас будут приветствовать, поощрять, будут приглашать учёных, деятелей науки на ТВ, чтобы молодёжь зарядилась, появилось желание пойти по их пути, тогда положение может исправиться, уверен Полосин.
Автор: Ильмира Гафиятуллина