• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Ислам – это религия образованных, высоконравственных, здоровых духом и телом людей"

1375

Семинар «Профилактика радикализма в молодёжной среде»

Семинар «Профилактика радикализма в молодёжной среде»

Как можно обезопасить молодёжь от влияния экстремистских, деструктивных течений? Какую роль в этом играют Духовные управления мусульман? Есть ли польза от издания религиозных книг, которые простым языком объясняют основные религиозные постулаты и развенчивают идеологию радикальных культов? Как правильно вести работу с теми, кого удалось вытащить из лап деструктивной гидры и стоит ли их привлекать к профилактической работе?

Обо всём этом эксперты с мировым именем со всей России и из Германии в течение трёх дней беседовали сначала в Москве, а потом и в Казани. Это стало возможным в рамках Российско-Германского семинара для специалистов по работе с молодёжью «Профилактика радикализма в молодёжной среде».

 

Молодёжь и радикализм: как разделить эти два явления?

В целом, стоит отметить, как подчеркнул руководитель Аппарата антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев, Татарстан представляет собой регион с высоким уровнем межнационального мира и согласия, где очень дорожат исторически сложившимися добрососедскими отношениями между представителями 173 национальностей и различных религий.

руководитель Аппарата антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев

руководитель Аппарата антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев

- Угроза проникновения на территорию Татарстана чуждых радикальных идеологических течений воспринимается очень чувствительна. Для недопущения террористических актов впредь ведётся большая работа по поддержке официальных религиозных структур, дерадикализации боевиков, возвращение к мирной жизни людей в Сирии. Опыт изучения личности террористов свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве эти люди родились в неполных или дисфункциональных семьях, где в норме вещей было насилие со стороны отца, унижение матери. Дезориентация ребёнка приводит к депрессии, накоплению внутреннего напряжения, которое во взрослом возрасте выливается в кризисы, в том числе и в открытую ненависть с применением физического и психологического насилия. Как правило, такие дети испытывают значительные сложности в адаптации и ищут нишу, где им бы было комфортно.

Молодёжная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Возможность реализовать этот потенциал представляется в субкультурном поле, где значительная часть групп ориентирована на насильственные действия, что приводит к участию в террористических организациях и последующему осуждению. Если проанализировать ситуацию, сложившуюся в последние годы, то можно заметить активизацию ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По словам аналитиков, возраст четырёх из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

- С чего же начинать здесь профилактику? Её стоит начинать с работы с семьями, помощи в самореализации. Особую роль здесь играют межведомственные структуры, деятельность которых налажена не только в крупных городах республики, но и в муниципальных районных образованиях Татарстана. Главная задача, стоящая перед рабочими группами, - это поиск подхода к каждой семье, установление доверительных отношений, чтобы в последующем члены таких семей напрямую обращались к нашим сотрудникам.

Само по себе выстраивание доверительных отношений позволяет продолжать диалог, транслируя в семьи ценности понимания, стимулировать и развивать позитивные изменения. Существует даже и активно используется регламент межведомственной кооперации психологических служб, который предусматривает психологическое сопровождение процесса дерадикализации.

- В первую очередь нужно максимально точно и полно определить спектр факторов, которые привели человека к такой жизненной ситуации. Здесь же происходит формирование комплексного заключение с рекомендациями о стратегии дерадикализации. Далее следует повышение уровня психологических знаний социального окружения категории особого внимания. Здесь уже действует формат отношений вовлечённый – куратор (к примеру, классный руководитель, старший товарищ, сотрудник социальных служб). Основная задача на этом этапе – формирование компетентной среды. Третий этап – это уже непосредственное оказание психологической помощи и активизация внутренних ресурсов личности, самостоятельная ресоциализация. Четвёртый этап представляет собой дальнейшее опосредованное сопровождение устойчивых позитивных тенденций.

Немало важным аспектом профилактической работы является содействие при трудоустройстве, вовлечение в позитивную общественную деятельность, адресные приглашения на праздничные, торжественные, спортивные мероприятия. При этом очень важно установить доверительные отношения с радикализованным элементом и регулярно их укреплять.

Здесь важен даже не уровень профессионализма или наличия современных технологий, а именно простое человеческое отношение к человеку, стремление его понять и оказать поддержку. Особенно это относится к сотрудникам правоохранительных органов, которые могу содействовать пересмотру прежних взглядов радикализованного человека, который ранее во всех сотрудниках соответствующих структур видел лишь врагов.

Особый интерес в сфере профилактики деструктивных идей представляют успешные практики европейских стран. По словам заместителя директора Центра исламоведческих исследований АН РТ Ильшата Мухаметзарипова, среди зарубежных программ в части проработанности интерес представляет британская программа «Prevent», разработанная в рамках мероприятий по борьбе с терроризмом.

- В числе её достоинств можно обозначить сочетание профилактики и дерадикализации, создание смешанных рабочих групп на проблемных территориях из числа психологов, социальных работников и представителей полиции, активное участие религиозных деятелей; информирование учащихся и преподавателей школ и университетов; работу с интернет-пространством (специальные программы мониторинга, антиэкстремистские визуальные, аудио- и видеоматериалы). С другой стороны, программа критикуется правозащитниками и некоторыми экспертами за формализм, отсутствие реальных результатов, создание атмосферы доносительства и недоверия между социальными группами, распространение «исламофобии».

Если же говорить об эффективной работе с неблагоприятными социально-экономическими факторами, способствующими радикализации, то стоит обратить внимание на датскую программу в г. Орхус.

- В ходе личных встреч с потенциальными радикалами, участники пытаются решить, в первую очередь, их социально-экономические проблемы (жильё, трудоустройство, образование, медицинская и психологическая помощь и пр.), а также обучить их навыкам, необходимым для успешной социализации и реинтеграции (умение общаться, самоконтроль, эмпатия, критическое мышление). Но, к сожалению, эта программа ориентирована сугубо на дерадикализацию, являясь программой «выхода», и не предусматривает сложного комплекса мер по работе с молодёжью. Кроме того, существуют определенные трудности при её адаптации под местное законодательство (во многих странах существует уголовное наказание за членство в экстремистских и террористических организациях, тогда как в Дании подобного нет). В Германии, к примеру, можно выделить целый ряд интересных проектов, в частности, реализуемых «Германским институтом по изучению радикализации и дерадикализации».

К достоинствам немецких программ следует отнести работу с семьями и родственниками потенциальных радикалов, с использованием системы социальной помощи населению; работу с тренерами и молодёжью в рамках спортивных клубов и секций; обучение учащихся контролировать проявления агрессии и избегать «буллинга»; методы информирования населения об опасностях экстремизма (в том числе с использованием интервью с бывшими приверженцами радикальных мировоззрений); проведение мероприятий по интеграции мигрантов и снижению недоверия между ними и принимающим сообществом. Однако и немецкие программы имеют локальный характер, а также ощущается нехватка ресурсов, особенно в свете увеличения числа молодых мигрантов в последние годы.

 

Просвещение – преграда на пути гидры радикализма

Пожалуй, каждый, кто занимается профилактикой проявлений радикальных идеологий в обществе, в первую очередь говорит о необходимости просвещения, необходимости получения базовых религиозных знаний, которые помогли бы отличить истинное вероучение от придуманных вербовщиками постулатов. Особую роль в этом ликбезе играют официальные духовные лица, в том числе и Духовное управление мусульман Республики Татарстан, которое проводит активную молодёжную и социально ориентированную политику, ставя во главу угла желание укрепить межнациональные и межрелигиозные связи в республике.

– Вся наша многоплановая деятельность направлена на то, чтобы разрушить в сознании людей ассоциативный ряд «Ислам и экстремизм, радикализм, терроризм», - заверяет муфтий Камиль хазрат Самигуллин. – Своей работой мы пытаемся показать, что Ислам – это религия образованных, высоконравственных, с активной гражданской позицией, здоровых духом и телом людей. Именно такую идею мы реализуем в рамках молодёжной политики.

Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин

Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин

Здесь нельзя не остановится на всё набирающем обороты волонтёрском движении «MuslimVol», насчитывающего свыше 1000 представителей мусульманской активной молодёжи. Особое внимание в этом направлении уделяется образовательной сфере жизнедеятельности мусульманской молодёжи. И речь не только и не столько о получении начального или высшего религиозного образования, сколько о всевозможных мероприятиях.

Каждые две недели активные мусульмане и мусульманки собираются в стенах Галиевской мечети и обсуждают наиболее актуальные темы Ислама, волнующие умы молодежи и требующие досконального объяснения. Среди поднимаемых вопросов такие вопросы, как смешанный брак, отношение к музыке в исламе, может ли интернет заменить устаза, вакцинация – хорошо или плохо, женитьба, как стать успешным мусульманином/мусульманкой? Мусульманский дискуссионный клуб представляет собой площадку для обсуждения актуальных вопросов, в ходе которого участники могут не только обсудить наболевшие темы, но и прийти в ходе дискуссии к истине.

Ещё одним из проектов по самореализации мусульманской молодёжи является проведение в летний период уже традиционного Республиканского форума мусульманской молодёжи. Впервые форум прошёл в прошлом году. Этот форум – это хорошая возможность не только провести бесценные дни на природе, увидеть заповедники и окунуться в традиции татарского народа, но и духовно насытиться, приобрести новые и укрепить старые связи, которые сформировались в течение всего года. Это площадка для встречи мусульманской молодёжи с представителями уммы других регионов России.

В программе есть квесты, командообразующие мероприятия, общение и всевозможные тренинги. Таким образом, участники посещают не только лекции, где получают бесценные знания, но и принимают активное участие в спортивных мероприятиях, дебатах, интеллектуальных играх.

Отдельного пристального внимания заслуживает и уникальный проект – федеральный мусульманский call-центр «Даруль-ифта», специалисты которого консультируют мусульман России по различным богословским вопросам в режиме он-лайн.

Говоря о просветительской работе татарстанского муфтията нельзя не затронуть деятельность Издательского дома «Хузур». Как отмечает директор ИД Ришат Хамидуллин, всего за 6 лет своей деятельности «Хузур» стал крупнейшим исламским медиахолдингом в России, который включает первое мусульманское телевидение «Хузур ТВ», электронную библиотеку «Даруль-кутуб», где хранится около 1500 редких и старинных книг по богословию, самый популярный исламский портал в России «Islam-today», который ежемесячно посещают свыше 2 млн. человек.

В рамках сайта «Ислам против террора», стартовавшего в 2016 году, молодёжи разъясняется, как распознать экстремизм и не попасться на удочку преступников. Издаваемая «Хузур» печатная продукция позволяет не только доносить до жителей Татарстана, регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья истинные ценности традиционного ислама, но также развенчивает лжеидеологии радикальных течений, выступающих якобы от имени религии Ислам.

Для справки: Российско-Германский семинар проходил в рамках реализации Программы российско-германских молодёжных обменов на 2019 год. Организаторами семинара стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, МИРЭА-Российский технологический университет, выполняющий функции Российского координационного бюро по молодёжным обменам с ФРГ, и Фонд «Германо-Российский молодёжный обмен» (ФРГ) при поддержке Института востоковедения РАН, Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» и Академии наук Республики Татарстан.

В мероприятии приняли участие порядка 50 человек из России и Германии – специалисты по работе с молодёжью, преподаватели вузов, эксперты, представители духовной сферы.

В рамках образовательной программы семинара в Казани участники смогли ознакомиться с опытом Республики Татарстан в сфере профилактики радикализма в молодёжной среде. В качестве экспертов в семинаре приняли участие руководитель Аппарата антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев, руководитель консультационного центра «Диалог» при Ресурсном центре развития исламского и исламоведческого образования КФУ Ренат Музаферов и другие.

Ильмира Гафиятуллина

Комментарии для сайта Cackle