• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Конец принципа взаимности

Время чтения: 4 мин
2902

В годы моей молодости турецкая внешняя политика зиждилась на двух принципах: баланс достигнутый в Лозаннском договоре должен сохраняться и принцип взаимности должен поддерживаться. В 80-ые и 70-ые такой подход был легко объясним, пишет в своей колонке международный обозреватель газеты «Стар» Менсур Акгюн. У нуждающейся в лишних 10 центах, живущей отдельно от всего мира и одетой в смирительную рубашку холодной войны страны, у которой в основе внешней политики, к тому же, лежали проблемы Кипра и разграничения Эгейского моря не могло быть других принципов.

Геополитика Турции основывалась на гипотетическом балансе с Грецией, достигнутом в Лозанне.  Всем казалось, что крах баланса приведет к краху Турции. Горизонты нашей мысли заканчивались на противоположном берегу Эгейского моря. Нас охватила эйфория от победы  1974 г. и нам было неинтересно, что творится вокруг.  Кроме того мы, как от нас того требовала идеология, ненавидели арабов, русских, американцев да и по сути почти всех «других».

Начиная с 1955 г. Турция начала получать удовольствие от взятия своих же граждан в заложники и использования их в качестве посредников в своей внешней политике. Иногда при помощи грабежа, как это было 6-7 сентября, иногда при помощи неправомерных законов противоречащих не только Лозаннскому, но и другим международным договорам мы попирали права религиозных меньшинств. И когда нам заявили об этом в лицо, мы сказали, что ответили взаимностью.  В качестве оправдания привели факты дискриминации в отношении мусульманского меньшинства в Западной Фракии и сослались на 45 статью Лозаннского договора.  В качестве ответа на нарушение прав турок в Греции, мы не соблюдали права наших же граждан греков (потомков византийцев – прим.переводчика). Например, неправомерно закрыли в 1971 духовную семинарию на острове Хейбели и использовали возможность ее открытия в качестве козыря на переговорах с Грецией.

На самом деле в то время это считалось нормальным. Что можно было ожидать от государства, которое нарушало права своих граждан, пытало свою молодежь и объявляло «продажными наймитами» газеты, публикующие на своих страницах нарушения прав человека и факты убийств без суда и следствия. В то время было невозможно, чтобы права человека ставились выше политики.

Сначала поменялось мышление.  Вместе с приходом к власти Партии справедливости и развития Турция расширила свою геополитику.  Наш горизонт сместился далеко за берега Эгейского моря. Турция стала активнее проявлять себя на Ближнем востоке, взяла на себя роль посредника в решении  афганской проблемы, усилило сотрудничество с африканскими государствами.  Стала государством, у которого всегда есть свое мнение по поводу происходящего в мире.

Однако Турция никак не хотела избавляться от принципа «взаимности».  Когда поднимался вопрос об открытии духовной семинарии на острове Хейбели, люди, от которых мы даже этого не ожидали, начинали выступать в защиту старого режима, приводя в качестве доводов факты нарушения прав человека в Западной Фракии и отсутствие мечетей в Афинах. Тогда как соблюдать принцип взаимности в вопросах человечности это неправильно. Также неправильно устраивать гонения на немусульман Турции в отместку за гонения на турок в Греции или любом другом государстве.

В последние годы такой подход  к счастью поменялся. Государство «помирилось» с меньшинствами. Были нанесены визиты в православные епархии. Даже республиканская народная партия (партия основанная Ататюрком – прим.переводчика) Турции открыла для себя существование меньшинств и престала препятствовать прохождению нормативных актов по соблюдению прав меньшинств в парламентских комиссиях. Но самое примечательное событие произошло в конце мая в Великобритании. Руководитель управления по делам религии Турецкой республики Мехмет Гермез в ходе визита в эту страну заявил, что как богослов и научный деятель он считает абсолютно  неправильным придерживаться принципа взаимности в вопросах соблюдения прав человека, прав меньшинств и свободы вероисповедания. Он также отметил, что с позиции ислама подход «мы дадим столько прав немусульманам в нашей стране, сколько мусульмане получат в вашей» является неправильным. «Сколько бы они не ограничивали права мусульман на свободу своего вероисповедания мы настойчиво и щедро должны давать еще больше прав немусульманам, т.к. наша религия добра и справедливости требует от нас этого».

Короче самый компетентный человек высказал самую правильную мысль с позиции нравственности. Сейчас на очереди перевести нравственную правду в политическую волю.

Источник: http://stargazete.com.tr

Перевод: Islam-Today.ru 

Социальные комментарии Cackle