Рохинджа: преследуемый народ и его неожиданная связь с Татарстаном

Казань, Кремль. Фото: Parilov/ shutterstock.com
Преследуемый народ и его неожиданная связь с Татарстаном
Недавно стало известно, что впервые в своей истории Татарстан привлекает мигрантов из далекой нам Мьянмы. Всего в республику прибудут 39 специалистов, их трудоустроят в Особой экономической зоне «Алабуга», центре, известном своими промышленными инновациями. Кто бы мог подумать, что такое возможно?
Это уникальное событие дает нам повод вспомнить о рохинджа, мусульманском этническом меньшинстве на северо-западе Мьянмы, бедственное положение которого привлекло внимание мировой общественности шесть лет назад из-за жестокого геноцида, совершенного властями Мьянмы. Сегодняшнюю статью мы посвящаем истории народа рохинджа, их страданиям и неожиданной связи их страны с Татарстаном.
Дети-беженцы, мусульмане рохинджа в лагере. Фото: Mostofa Mohiuddin/ shutterstock.com
Кто такие рохинджа?
Рохинджа – мусульманское этническое меньшинство, проживающее в основном в штате Ракхайн на северо-западе Мьянмы, недалеко от границы с Бангладеш. До кризиса 2017 года численность рохинджа в Мьянме составляла более миллиона человек, и они веками жили в этом регионе, ведя свою родословную от арабских торговцев, поселенцев из государства Великих Моголов и других групп, мигрировавших в этот регион. Несмотря на свою долгую историю, правительство Мьянмы систематически отказывало рохинджа в гражданстве и основных правах, рассматривая их как нелегальных иммигрантов из Бангладеш.
Рохинджа говорят на диалекте бенгальского языка и исповедуют ислам, что отличает их от преимущественно буддийского населения Мьянмы. Эти религиозные и культурные различия сделали их объектами дискриминации, насилия и преследований со стороны государства.
Для мусульман всего мира, в том числе и в России, их история звучит как призыв к соблюдению справедливости и сострадания — ценностей, которые занимают центральное место в Рамадане.
Фото: SantiPhotoSS/ shutterstock.com
Геноцид 2017 года: темная глава в истории
В августе 2017 года мир стал свидетелем одного из самых жестоких репрессий против рохинджа. Военные Мьянмы начали кампанию насилия в ответ на нападения повстанческой группировки рохинджа. За этим последовала систематическая кампания убийств, изнасилований, поджогов и насильственного перемещения. Целые деревни были сожжены дотла, а тысячи рохинджа убиты. Более 700 000 рохинджа бежали в соседний Бангладеш, ища убежища в переполненных лагерях в районе Кокс-Базар.
Считается, что тогда погибло более 30 000 человек, в том числе бесчисленное множество женщин и детей, подвергшихся неописуемым зверствам. Организация объединенных наций назвала эти зверства «хрестоматийным примером этнической чистки», а правозащитные организации назвали это геноцидом. Несмотря на неопровержимые доказательства, правительство Мьянмы отвергло эти обвинения, что еще больше усугубило страдания рохинджа.
Сегодня более миллиона рохинджа остаются в лагерях беженцев в районе Кокс-Базар в Бангладеш, в подвешенном состоянии, в то время как другая часть рассеяны по Таиланду, Индии и Индонезии, и их будущее неизвестно.
Бедная хижина в утреннем тумане. Мьянма, Бирма Фото: Sytilin Pavel/ shutterstock.com
Жизнь в изгнании: кризис беженцев
Сегодня более миллиона беженцев-рохинджа живут во временных лагерях в Бангладеш в ужасающих условиях. Лагеря переполнены, доступ к чистой воде, здравоохранению и образованию ограничен. Беженцы полностью зависят от международной помощи, и их будущее остается неопределенным. Усилия по репатриации рохинджа в Мьянму потерпели неудачу из-за опасений по поводу их безопасности и отсутствия гарантий соблюдения их прав.
Кризис в отношении рохинджа – это не только региональная проблема, но и глобальная гуманитарная проблема. Это подчеркивает настоятельную необходимость международного сотрудничества для устранения коренных причин преследований и обеспечения справедливости для жертв.
Тайна Ротшильдов: семьи, создавшей Израиль
Рохинджа и ислам: история веры и стойкости
Несмотря на свои страдания, рохинджа остаются непоколебимыми в своей вере и самобытности. Ислам является источником силы и единства для общины, помогая им переносить невообразимые трудности. В лагерях беженцев мечети и медресе служат центрами общественной жизни, сохраняя их религиозное и культурное наследие.
Стойкость рохинджа является свидетельством силы веры и человеческого духа. Их история является напоминанием о важности отстаивания справедливости и защиты прав притесняемых сообществ.
К слову, независимый эксперт по Юго-Восточной Азии Петр Козьма, мнение которого приводит газета «БИЗНЕС Online», считает, что у инициативы привлечения мигрантов из Мьянмы есть потенциал. Среди возможных проблем он выделил языковой барьер и непривычный климат. Однако с выходцами из этой страны не будет возникать проблем с экстремизмом, заключает Козьма.
Инициатива Татарстана: проблеск надежды
Прибытие 39 мигрантов из Мьянмы в Татарстан может стать небольшим, но важным шагом в решении проблем, с которыми сталкиваются рохинджа. Хотя пока неясно, есть ли среди этих мигрантов рохинджа, инициатива подчеркивает потенциальные экономические возможности для улучшения жизни тех, кто пострадал от конфликтов и преследований.
Татарстан, предоставляя работу и шанс на лучшее будущее, подает пример для подражания другим регионам и странам.
На сегодняшний день известно, что Приморский край и Амурская область, по данным «Ведомостей» тоже впервые привлекли на работу на предприятиях квалифицированных работников из Мьянмы.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Сходство верующих во взаимной любви, привязанности и товарищеских чувствах заключается в том, что у них одно тело; когда болит какая-либо конечность, болит все тело» (Муслим,).
Боль рохинджа – это и наша боль. В этот Рамадан, во время ифтаров, давайте вспомним о них в наших дуа, прося милости Аллаха облегчить их страдания. В Священном Коране сказано:
«Поистине, за трудностью – облегчение» (Аш-Шарх, 6).
Пусть этот месяц объединит нас в сострадании и благих действиях ради наших братьев и сестер, оказавшихся в беде!
Больше, чем просто ключ: символ надежды палестинцев на возвращение
Мухсин Нурулла