• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Научные кружки служат Исламу в Сомали

Время чтения: 4 мин
3594

В Сомали очень распространены научные кружки (группы), которые являются частью учебного процесса и служат условием для получения образования, они направлены на распространение исламской культуры и укрепление статуса арабского языка в сомалийском обществе.

Несмотря на появление новых методов и подходов в области образования и распространения культуры, научные кружки по-прежнему являются лучшим способом передать знания широкому кругу студентов в целом, и студентам, изучающим шариатские науки и арабский язык в частности.

В книге "Сладкий метод" шейха Мухаммада ибн Аби Бакра аш-Шалли, одного из историков Йемена, который жил в седьмом веке хиджры, рассказывается, что студенты из городов Хадрамаута (Йемен) получали знания в научных кружках в Могадишо (Сомали), а затем возвращались в свою страну после завершения учебы.

Мечети

Научные кружки проводятся в мечетях, где студенты собираются вокруг шейха, сидящего на коврике для совершения молитвы (намаза) или на стуле, сделанном специально для него. Это является старым обычаем получения образования.

Шейх Али Хасан, имам мечети Салам в городе Босасо, говорит, что мечеть была и остается лучшим местом для изучения шариатских наук и арабского языка в Сомали. Он заявил телеканалу Аль Джазира, что он учился у шейха Хасана Абу Бакра, который является учителем в одной из мечетей в городе Могадишо. Шейх Али Хасан также заявил, что именно Хасан Абу Бакр научил его арабскому языку.

Шейх Али Хасан опровергает обвинения тех, кто заявляет, что научные кружки не принимают во внимание необходимые научные методы и средства, которые присутствуют в других образовательных учреждениях. Шейх Али сказал, что существуют обычаи и методы, которых придерживаются преподаватели исламских наук и арабского языка в подобных группах.

Шейх Саид Али Хасан также сказал, что сначала студент должен изучить книгу "Обучение учащихся – путь для учебы" у своего шейха, как первую книгу. Она учит студента уважать своего шейха и науку, чтобы студент был полностью осведомлен о том, что он должен делать, а чего ему нельзя делать.

Шейх Али Хасан добавил, что студент, который хочет изучать шариат и шариатские науки, сначала должен научиться арабскому языку, начав с изучения книги «Аджрумийя» по грамматике арабского языка. После того, как он закончит эту книгу, он должен перейти к книге «Назм аль-амриди», после нее к книге «Аль-кавакиб аз-зурийя», после нее к книге «Катар ан-нада», и так до тех пор, пока он не изучит книгу правил грамматического разбора (И’раб).

Не разрешается студенту сидеть, продолжает шейх Али Хасан, в кружках по толкованию Корана, по хадису или по шариату до тех пор, пока он хорошо не освоит арабский язык.

Плюсы и минусы

Эксперт по образованию и специалист по учебным программам и методам исламского образования Мухаммад Фахийа Иса говорит, что система научных кружков (групп) в Сомали имеет много преимуществ по сравнению с незначительными недостатками.

Он заявил в интервью телеканалу Аль Джазира, что "система научных кружков в Сомали имеет много преимуществ, например, студент осваивает в совершенстве науки, которые он изучает, и вместе с этим, он специализируется только в области одной конкретной науки - либо шариата, либо арабского языка".

Тем не менее, Мухаммад Фахийа указал на ряд минусов, которые, как он сказал, он заметил во время наблюдения за системой научных кружков, распространенных в Сомали. Он связал эти минусы с тем, что в научных кружках отсутствует дух творчества, и присутствует дух традиции.

Он добавил, что "студентам, обучающимся в научных кружках не хватает общественных знаний и навыков, таких как работа с компьютером, и они не в курсе того, какие события происходят в мире вокруг них. Эта проблема нуждается в решении, она также требует усилий, направленных на создание сбалансированной системы воспитания и образования в будущем".

Центры распространения Ислама

В свою очередь, исследователь истории и исторического наследия Сомали Мохамед Омар Ахмед говорит, что научные кружки  помогали распространению Ислама в Сомали в первые века хиджры и в то же время служили в качестве средства воспитания.

Мохаммад Омар в интервью телеканалу Аль Джазира подтвердил, что Могадишо, Зала, Мерке и Лерер являются сомалийскими городами, в которых распространены знаменитые научные кружки (группы). В свое время они являлись центрами распространения Ислама, там работали такие ученые, как Зайлаи, Джабрати, Хабаши, шейх Абд ар-Рахман аль-Суфи аль-Шаши и шейх Касим аль-Барави. Все эти ученые и организовывали научные группы в вышеупомянутых городах.

Исследователь отметил, что эти группы имеют существенное влияние на сохранение исламской культуры и арабского языка в различных частях Сомали в мечетях и в школах, и, несомненно, помогают продолжению распространения Ислама в некоторых частях африканского континента в целом.

Источник Al Jazeera

Перевод: Islam-Today.ru 

Социальные комментарии Cackle