Наследники пророков: исламские ученые на страже шариата
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Вся хвала присуща лишь Аллаху, Который устанавливает истину и разъясняет ее. Все благословения принадлежат последнему из пророков, Его Посланнику (с.а.с.), который был отправлен в качестве милости для миров.
Ученые – это наследники пророков. Самые благородные ученые после пророков – это сподвижники посланника Аллаха (с.а.с.). Они – обладатели двух качеств, которые проявились в них в самом наилучшем и совершенном виде. Однако эти два качества со временем были утеряны, и после ни одно сообщество не обладало ими одновременно.
Первое – это способность достичь такого мастерства в риторике, которое могло поразить любое воображение.
Это интересно! Исламские ученые нашего времени
Второе – это чистый характер их исламского духа (сущности), который приводил их к покорности без колебаний и долгих раздумий. Они не нуждались в мериле во время анализа и принятия решений. Все это отдалило их от множества проблем, с которыми столкнулись их последующие поколения.
Потом ислам распространился на большие территории, и люди массово принимали ислам. Возникла необходимость в оценке, и появились вопросы, которые требовали иджтихада. Знание (познание) было необходимым условием для построения основы и институтов совершенной цивилизации.
Имамов-муджтахиды усердствовали в изучении смыслов Благородного Корана и сунны.
Занялись усуль аль-фикхом, который представлял самостоятельную область знаний и была одной из наук, изучающей шариат, предписания законов и способы их извлечения при помощи доводов.
Читайте также: 6 современных ученых-мусульман, открытия которых изменили мир
В шариате вопросы фикха формируются из откровения, ниспосланного посланнику Аллаха (с.а.с.), из комментариев при разъяснении хадисов Пророка (с.а.с.).
Четыре мазхаба, которые Аллах наделил постоянством, являются ничем иным как школами, которые объясняют принятие решений в исламском шариате.
В основе этих школ – фетвы сподвижников и их последователей, труды авторов, которые повествуют о Книге Всевышнего Аллаха и сунне Посланника (с.а.с.).
Исламский шариат, который представлен четырьмя школами, доминировал над мусульманами на протяжении тринадцати веков. Он был их единственной опорой во всех спорах, финансовых неурядицах, в судебных делах, в сражениях, в составлении мирных соглашений, которые заключались во всех странах от востока и до запада, и договоров (в различных сферах жизни). Во всех вопросах они опирались шариат и почитали его, как того требует вера в Аллаха, Его Книгу и Посланника (с.а.с.).
Исламский фикх является одной из основ исламского единства.
Актуально! Каждый ли может стать «факихом»?
Венерский востоковед Гольдциер, например, говорил об усилиях исламских факихов в иджтихаде и извлечении решений: «В Ираке доминировал дух исследований и детальных изысканий. Если бы не эти скучные исследования, если бы не это усердие в решении проблем, которые казались неразрешимыми, без тщательного изучения, комментарии к Слову Аллаха пришли бы к упадку!..» (И. Гольдциер. Вероубеждение и шариат в исламе, с. 73. Издательство в Каире «аль-Кутуб аль-хадиса»).
Если фикх потеряет свои особенности, придет к состоянию простых схем и слов, дела мусульман сразу придут в упадок, и они станут врагами друг другу, следующие поколения не будут обращаться к предшественникам и не будут придерживаться их пути.
Продолжение следует…
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»