• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как бухарская мода оказалась в России?

Время чтения: 6 мин
194

Казанские татары. Мулла с супругой, 1850-е г. Художник Карл Гун. Источник pinterest.com

Казанские татары. Мулла с супругой, 1850-е г. Художник Карл Гун. Источник pinterest.com

Бухарская мода и особенности этнографических исследований татарской одежды

Одним из аспектов взаимоотношений Бухары и российских мусульман является сильное влияние бухарской материальной культуры на татар в XVIII-XIX веках, вплоть до 1920-х годов. Это влияние можно рассматривать как распространение «бухарской моды» среди российских мусульман.

В связи с активизацией торговых и религиозных контактов XVIII-XIX века были периодом повышенного религиозного, социального и экономического авторитета бухарцев в глазах российских мусульман. Поэтому подражание бухарской одежде, еде и религиозным обычаям среди российских мусульман не должны вызывать удивления.

В этот период для мусульман России одежда была важным инструментом демонстрации их религиозного статуса. Мусульмане явно демонстрировали свой особый статус исламской одеждой, но исламская одежда отнюдь не ограничивалась одеждой в бухарском стиле.

Актуально! В Узбекистане сняли запрет на ношение хиджаба

Тех, кто одевался как русские, часто подозревали в том, что они покинули свою общину и стали христианами. Мухаммад-Фатих аль-Ильмини, имам Самарской губернии, приводит наглядный пример в своем описании татарского военного по имени Юсуф Еникеев из Новоузенска, который жил со своей семьей в Ташкенте и приехал с визитом в село Алты-Аты:

«Юсуфа […] взяли в кадетский корпус, а потом вроде бы он стал офицером.

После женитьбы на Шамс-и Кахир, дочери Рахматуллы из Алты-Аты, они провели семь лет на военной службе с его семьей, были отправлены в Ташкентскую область и вернулись в Алты-Ату. Он провел несколько дней [там] в качестве гостя.

От брака у них родились сын по имени Мухаммад-Мубин и дочь. Они говорили между собой по-русски, и говорили по-русски со своими детьми; и поскольку их русская одежда была странной, жители пришли к выводу, что они стали христианами».

Казанские татары. Цветная литография по рисунку Карла Гуна. 1862 год. Источник tatarica.org

Казанские татары. Цветная литография по рисунку Карла Гуна. 1862 год. Источник tatarica.org

Согласно исследованиям американского ученого Аллена Франка, в татарской этнографической литературе, как правило, одежда как показатель религиозного статуса отдельно не изучалась. Также не было антропологических исследований костюма и одежды, сопоставимых с работами, очевидных для других регионов мира, включая мусульманский мир.

Исторические дискуссии о татарской одежде обычно ограничиваются оценками материальной культуры, где упор делается на физическое описание костюма, региональные различия, а также на технические аспекты производства тканей и одежды. Социальное значение одежды обычно подробно обсуждается только в описаниях одежды, которую носили во время ритуалов, особенно свадебных.

Роль этнографа заключалась в описании характеристик уникальной для татар одежды, которая демонстрируют их национальную уникальность как народа.

Это интересно! Читайте также: Почему Бухара имела особый престиж среди российских мусульман?

Арк Бухары. Ворота (Фото из личного архива автора).

Арк Бухары. Ворота (Фото из личного архива автора).

В связи с этим один ранний татарский национальный этнограф Гайнутдин Ахмаров резко критиковал Карла Фукса, который в 1844 году описал свадебные традиции татарских купеческих семей в Казани и зафиксировал сильное присутствие бухарского влияния в одежды и еде.

Ахмаров считал, что, описывая свадебные традиции казанско-татарской элиты, Фукс не отличал «чисто этнического» (чисто национального характера) от того, что было просто напылением искусственных среднеазиатских и «восточных» влияний.

Осуждая то, что он считал ограниченными способностями Фукса как этнографа, Ахмаров, тем не менее, признавал, что среднеазиатская мода была очень привлекательной для татар даже в начале XX века. Эта привлекательность основывалась на чувстве престижа Средней Азии среди российских мусульман:

Причина такой многослойности свадебных ритуалов в Казани [описанная Фуксом] (великолепные дары, необычайное количество подаваемых блюд и т. д.) заключается в том, что в течение долгого времени Казань служила местом для богатых мусульман из Азии, где они брали себе невест.

Бухарцы, сарты, среднеазиатские сибирские, оренбургские и астраханские татары приезжали с Нижегородской ярмарки на Булак [мусульманский квартал Казани] и вели дела с Казанью.

Калфак вместо хиджаба: что носили татарские женщины раньше?
Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому. Но так ли это в действительности?
14.01.2021
1070

Роскошные наряды и искусственная косметика казанских татарок восхищали азиатских купцов, которые в то время женились в Казани. Даже сегодня сибирские и оренбургские купцы женят своих сыновей в Казани. На свадьбу в Казань приезжают татарские купцы, торгующие по всей Сибири и Средней Азии.

Этот разнообразный элемент привнес в Казань различные ритуалы, поскольку свадебные ритуалы по большей части соответствуют вкусу жениха и воспроизводят его национальную принадлежность, его этническую среду и т. д.

Безусловно, к привлечению российских мусульман к бухарским товарам и их превращению в предметы моды и престижа, способствовала их широкая доступность в результате караванной торговли между Россией и ханствами Средней Азии. Имелся высокий спрос на ткани, одежду, обувь, косметику, украшения, коврики и сухофрукты.

Хиджаб – неотъемлемый атрибут татарской женщины
Что разительно отличает мусульманку от всех остальных? Носили ли раньше татарки хиджаб или щеголяли на улице с непокрытой головой? Что говорится в Благородном Коране о хиджабе для мусульманки?
09.02.2021
1205

Основные источники:
Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Реклама
Социальные комментарии Cackle