• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему Бухара имела особый престиж среди российских мусульман?

Время чтения: 6 мин
469

Арк Бухары. Ворота (из личного архива автора).

Арк Бухары. Ворота (из личного архива автора).

В XVIII–XIX веках повышение социального и религиозного статуса Бухары в мусульманском обществе в России во многом объяснялось священным статусом, которым Средняя Азия уже пользовалась, и это было очевидно в татарских и башкирских легендах, генеалогиях и суфийских традициях.

Священные узы между Средней Азией и российскими мусульманами имеют глубокую древность. Более того, суфийская традиция, которая в значительной степени зародилась в Средней Азии, пронизывала исламскую практику татар и башкир. Особое внимание уделялось суфийским ритуалам, паломничеству (через Среднюю Азиию), которые также были важными факторами в укреплении связей между Средней Азией и мусульманскими общинами России.

После монгольских завоеваний тесные политические, этнические и родственные связи между Волго-Уральским регионом и Сибирью, с одной стороны, и Средней Азией, с другой, послужили усилению суфийского наследия Бухары среди российских мусульман.

Арк Бухары. Внутри (из личного архива автора).

Арк Бухары. Внутри (из личного архива автора).

Религиозные и особенно суфийские концепции составляли основу священного статуса Бухары среди мусульман в России, вдобавок меняющиеся экономические и культурные взаимоотношения между выходцами из Средней Азии и российскими мусульманами в XVIII–XIX веках еще больше усилили эти связи.

Еще во время Первой мировой войны православный русский миссионер в Сибири, Иоанн Петров, жаловался на необычайное религиозное влияние и власть сибирских бухарцев над коренными сибирскими татарами. Этот миссионер, причину этого влияния и авторитета видел в политике российского государства, которая в свое время предоставила широкие привилегии предкам этих сибирских бухарцев. Он утверждал, что повышение их правового и социального статуса привело к росту их религиозного авторитета среди сибирских татар.

Старая Бухара глазами татарского путешественника
Во время своих многочисленных путешествий Абдурашиду Ибрагимову удалось побывать в Бухаре несколько раз. В свое время это место было светочем знаний и пользовалось большим уважением среди мусульман.
28.04.2021
534

На самом деле, уже в 1590-х годах московская политика стимулировала торговлю со Средней Азией, и эта политика была вновь подчеркнута, начиная с царствования Петра Великого (годы правления 1689–1725 гг.) и сохранялась до правления Николая I (годы правления 1825-1855 гг.).

До XVIII века эта торговля в основном велась через Сибирь и Астрахань по торговым путям, которые сформировались задолго до русских завоеваний. Расширение торговли со среднеазиатскими ханствами также была одной из политических амбиций Петра I, и он смог реализовать свои многочисленные инициативы, в числе которых перенос торговли между Средней Азией и Россией на ряд российских форпостов на северной окраине казахских степей.

Бухара. Вид на старый город (из личного архива автора).

Бухара. Вид на старый город (из личного архива автора).

Одним из методов привлечения среднеазиатских караванов было предоставление им щедрых привилегий, в результате чего среднеазиатские купцы вошли в число самых привилегированных сословных групп во всей Российской империи.

На самом деле московские власти начали предоставлять эти привилегии бухарцам в Сибири в начале XVII века, но в XVIII веке они распространились практически на всех среднеазиатских купцов, живших в Оренбурге, Петропавловске, Семипалатинске и других поселениях вдоль российской границы с казахской степью.

Поселение богатых и влиятельных выходцев из Средней Азии в России и увеличивавшийся поток татарских купцов в Среднюю Азию усилили контакты между группами. Более того, распространение существенных привилегий на торговцев из Средней Азии в XVIII веке произошло в то время, когда российские власти в значительной степени уменьшали привилегии коренных мусульманских элит в Волго-Уральском регионе, тем самым увеличивая контраст между соответствующими группами мусульман. 

Бухарский эмир Абдулахат хан (1859-1910) (Источник фото: Википедия).

Бухарский эмир Абдулахат хан (1859-1910) (Источник фото: Википедия).

XVIII век был периодом крушения старых татарских феодальных элит и подъема татарского торгового капитала. Однако падение статуса и привилегий коснулось не только дворян, но и многих крестьян. Начиная с петровской эпохи, ранее платившие дань общины мусульманских крестьян становились государственными крестьянами или переселялись и обременялись новыми трудовыми повинностями.

В 1713 году мусульманское дворянство было лишено права владеть крепостными и часто вообще теряло свой дворянский статус. Точно так же многие служилые татары утратили свое привилегированное положение и были превращены в особую сословную группу лашманов. Таким образом, они стали рабочей силой при Адмиралтействе.

Трудовые обязанности этой сословной группы были очень сложными и включали вырубку деревьев и строительство военно-морских судов. Во многих отношениях XVIII век можно считать поворотным моментом в социальной истории татар.
Престиж Бухары также проявился в сильном влиянии материальной культуры Средней Азии.

Арк Бухары. Разрушенная часть стены (из личного архива автора).

Арк Бухары. Разрушенная часть стены (из личного архива автора).

В среду российских мусульман XVIII–XIX веков стала проникать среднеазиатская мода, что стало дополнительным свидетельством нового повышения социального и экономического статуса Бухары, а также и без того значительный и доминирующий религиозный статус города.

Тарих-и Барангави: самая большая дореволюционная татарская рукопись
Тарих-и Барангави дошел до нас в одном полном и двух неполных экземплярах. Все они хранятся в Казани в архиве Института языка, литературы и искусства при Академии наук Татарстана.
24.06.2021
487

В этот период неудивительно, что российские мусульмане подражали жителям Средней Азии. В их среде культивировалось сильное подражание бухарской одежде, еде, косметике и многим другим аспектам материальной культуры, чему способствовала расширенная торговля с Бухарой и другими городами Средней Азии. Демонстративное потребление среднеазиатских товаров придавало их потребителям социальный и религиозный престиж.

Основные источники:

Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Реклама
Социальные комментарии Cackle