• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламские финансы. Что нужно знать мусульманину?

Время чтения: 5 мин
2002

Чем отличается финансовый рынок в исламе от стандартного западного кредитования? Как шариат предписывает мусульманам заключать договора? Каким образом мусульманин может достигнуть в этом мире наибольшего финансового успеха? Пожалуй, вопросы, которые возникают в сфере исламских финансов, можно продолжать бесконечно.

Это очень популярная, но крайне сложная тема, разбираться в которой должен каждый мусульманин, а не только предприниматель или руководитель крупной компании. Почему? Хотя бы потому, что каждый из нас в течение жизни обязательно заключает договор купли-продажи, постоянно использует бумажные деньги или банковские карты.

В первую очередь, нужно разобраться, для чего мы должны знать элементарные правила торговли? Здесь есть несколько причин, уверен Ансар хазрат Валиулла, директор РЦИЭФ РИИ.

1. Для достижения счастья человека в обоих мирах.

Во многих аятах Благородного Корана Всевышний говорит о правилах торговли, как правильно взаимодействовать с людьми, какими правилами нужно руководствоваться при покупке или продаже.

«Большое горе и пропасть Ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят для допроса в великий День Суда?!» (Аль-Мутаффифин, 1-6 аяты).

Передаётся: «Однажды, когда Посланник прогуливался по рынку он увидел продукты, наваленные в кучу. Когда он просунул руку во внутрь кучи, то его рука намокла. Он сказал: «О, продавец, что это такое?». Продавец товара ответил: «О, Посланник Аллаха, это дождь намочил мой товар». В ответ Посланник сказал так: «А ты разве не мог эту промокшую сторону перевернуть на верх, чтобы люди (покупатели) видели ее?». И добавил: «Кто обманывает нас, тот не из нас!» (Муслим).

2. Для заботы и сохранения своих прав.

3. Не посягать на чужое имущество.

Каждый из нас будет отвечать за совершённые деяния, а также за то, что мы причинили другим.

4. Для сохранения правильных и доброжелательных взаимоотношений между людьми.

Человек во время сделок должен остерегаться лжи, неопределённости контракта – того, что ислам запретил.

К примеру, праведный халиф Умар (р.а.) прогонял тех торговцев, которые не знали о принципах муамалята. Поэтому, прежде чем что-то сделать, нужно изучить основные аспекты муамалята, знать, что разрешено, а что категорически запрещено.

В каком же случае полученный заработок будет благим?

«В первую очередь, нужно остерегаться запретного. Благой заработок заключается в том, чтобы к делу не примешивались пороки. Во-вторых, человек должен всегда доводить дело до конца и делать это в наилучшем виде», – отмечает Ансар хазрат Валиулла.

Для того, чтобы успешно и дозволено вести свои дела, нужно разбираться в основных запретах в исламских финансах.

1. Риба – ростовщичество.

Запрещено как брать риба, так и отдавать.

«О, верующие! Бойтесь Аллаха и не трогайте [и не взыскивайте с должников] то, что осталось от [сделок с] риба, если только вы [действительно искренне] верующие. Но если вы не сделаете [то, что вам приказано и не откажетесь от риба], то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если раскаетесь, то само имущество – ваше. Вы не поступайте несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (Аль-Бакара, 278-279 аяты).

2. Гарар – неопределённость, джахаля – неосведомлённость.

Здесь речь идёт о сомнении, колебании, неизвестности, что и когда произойдёт.

Бывает значительная неопределённость, которая ведёт к разногласиям и делает договор неправильным, запретным для мусульманина. Например, аренда на неизвестный срок, неопределённое существование товара, неопределённость времени и места и т.д.

«Если мы говорим о малой неопределённости, то нужно понимать, что она присутствует почти во всех договорах и обычно не приводит к разногласиям. Например, продажа дома без осмотра его фундамента, аренда дома на месяц при различии количества дней в месяце и т.д.», – пояснил Ансар хазра.

Существует также и средняя неопределённость. Например, продажа того, что может быть сокрыто в земле или того, что может стать известным только после того, как будет разломано; аренда плодового дерева; неопределённость в вознаграждении в договоре обещания вознаграждения.

3. Кыймар – азартная игра.

То есть любая игра на имущество, в которой победитель получает всё от побеждённого. В основе кыймара – отношения на риске, конкуренции или соревновании между участниками.

«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и [незначительная] польза для людей, впрочем, греха в них [несоизмеримо] больше, чем пользы» (Аль-Бакара, 219 аят).

4. Ихтикар – монополизация.

Ма‘мар ибн Абу Ма‘мар, человек из бану ‘Ади ибн Ка‘б, передаёт: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скупает и удерживает [необходимый людям] товар только грешник» (Муслим).

5. Габн – завышения и наджаш – накручивание цены.

Неоправданно завышать цену на товар запрещено, особенно на товары первой необходимости. Это равноценно обману и введению покупателя в заблуждение.

6. Исраф – расточительство.

Это превышение меры и использование имущества не по назначению.

«О потомки Адама! Украшайтесь для [посещения] мечети [и совершения каждого намаза]. Ешьте [разрешённую пищу] и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он [ваш Господь] не любит расточительных» (аль-Аʼраф, 31 аят).

7. Ришва – взятка.

Это имущество (деньги, товар, ценности, недвижимость, слуги), которое передаётся в качестве подкупа, смягчения, склонения на свою сторону с корыстным мотивом: для утверждения неправды, недопущения истины и т.д.

Что касается форм торговых взаимоотношений в исламе, то их несколько, каждая из которых имеет свои особенности и правила:

  •  торговля (мурабаха; сарф – обмен валюты);
  •  контракты с правом владения (иджара – аренда);
  •  партнёрство (мудараба, мушарака);
  •  контракты проектного финансирования (салам, истисна);
  •  агентские договора (уакала);
  •  инструменты снижения рисков;
  •  закят;
  •  вакф.

«Когда мы говорим о торговых взаимоотношениях, о заработке денег, важно знать и причины, которые приводят к увеличению достатка. Среди них: дополнительные виды поклонений, поддержание родственных отношений, дуа, садака, ранний подъём по утрам, истигфар», – подытожил Ансар хазрат Валиулла.

«Наилучшей милостыней является та, после (пожертвования), которой (у владельца) остаётся достаток. Высшая рука (дающая) лучше руки низшей (берущей) и начинай расходовать с тех, кого ты (обязан) содержать» (Аль-Бухари).

Продолжение следует…

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle