Астрахань: почему татары имели особые привилегии в торговле?
Астрахань в XVII веке. Гравюра 1682 года (Фото: wikipedia.org).
Расширение торговли между Россией и Средней Азией было одним из важнейших направлений петровской эпохи. До начала XVIII века торговля между европейской Россией и Средней Азией велась в основном через город Астрахань.
После русского завоевания Астрахани в 1556 году московские власти стремились сохранить местные торговые связи со Средней Азией.
Торговля между Средней Азией и Астраханью поддерживалась в основном морским транспортом, между Астраханью и портами на полуострове Мангышлак, а оттуда караванами до Хорезма и Бухары.
Английский путешественник Энтони Дженкинсон, посетивший Астрахань в 1558 году, очень скоро после русского завоевания, заметил, что междугородняя торговля там была минимальной.
Энтони Дженкинсон (Фото: azerhistory.com).
Однако этот период экономического спада был недолгим. Еще в 1557 и 1558 годах правители Хорезма и Самарканда направили посольства к Ивану IV для получения торговых прав для своих купцов, а в 1567 и 1569 годах царь Иван IV заключил торговые договоры с самой Бухарой.
Иван IV (Фото: uzb.rs.gov.ru).
В период правления Бориса Годунова (1598-1605) в Астрахани находились колонии иностранных купцов, а на полуостров Мангышлак ходили русские корабли.
Борис Годунов (Фото: russian.rt.com).
В русских источниках 1616 года упоминаются купцы и ремесленники из Бухары, Ургенча и Кашана, проживавшие в Бухарском дворе Астрахани, в том числе более 10 лет.
Некоторым из этих купцов была предоставлена привилегия торговли в Казани, а также они сопровождали посольства среднеазиатских ханств, возвращавшихся из Казани и Уфы.
Это интересно! Читайте также: Бухарские общины в Российской империи
К числу таких купцов Астрахани относились выходцы из Средней Азии, которые упоминаются в русских источниках как «тезики» (то есть таджики), «бухарцы» и «юргенцы», а также персидские купцы из Шемахи, Баку и Дербента.
В то время все эти купцы имели право беспрепятственно приезжать в Астрахань, а ко времени правления царя Михаила Федоровича (1613-1645) в городе, где проживали иностранные купцы, было два «тезичих двора».
Михаил Федорович Романов (Фото: russian.rt.com).
Это были Бухарский двор для жителей Средней Азии и Гилянский двор для персов. Был также третий двор, населенный индуистскими купцами и их мусульманскими потомками, известными как агрыжанские татары.
Эти общины в Астрахани, так называемые гилянские татары, бухарские татары и агрыжанские татары, имели особые привилегии в торговле, предоставленные им со стороны Русского государства.
Бухарец. Из книги Августа Валена,1843 год (Фото: wikipedia.org).
В этом плане они были схожи с сибирскими бухарцами. Они утратили свой повышенный статус сословия лишь в 1836 году, всего через два года после того, как своего статуса лишились сибирские бухарцы.
Согласно словам одного немецкого путешественника, побывавшего в Астрахани в 1771 году, Бухарский двор образовывал самую большую общину, численностью 374 жителя, Гилянский двор насчитывал 178 человек, а Агыржанский двор – 105 человек.
Среди бухарцев также было 25 семей, или 79 человек, которые жили как кочевники среди юртовских татар. Однако к середине XIX века сунниты, то есть бухарские и агыржанские татары, в значительной степени ассимилировались среди казанско-татарской общины города.
Находчивость астраханских бухарцев сделала их полезными для российских властей, причем иногда это на самом высоком государственном уровне.
Город Астрахань в начале XVII столетия. Мужчина в терлике и шапке мурмолке (Фото wikipedia.org).
Ярким примером является карьера Махмета Исупа Касимова (по русским документам), который был жителем Астраханского Бухарского двора и дважды оказывал образцовую услугу российским властям.
В 1666 и 1667 годах, находясь в персидском городе Шемаха, он помог двум православным патриархам, Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, которых Патриарх Никон пригласил в Москву, сопровождая их из Шемахи в Астрахань.
В награду за эти заслуги царь Алексей Михайлович вручил Касимову и его брату особую грамоту от 13 июня 1667 года, разрешавшую им беспошлинную торговлю в Астрахани и Москве сроком на пять лет товарами на 500 рублей.
В 1675 году царь Алексей назначил Касимова послом и поручил ему отвести письмо к Аурангзибу, монгольскому императору в Индии.
Астрахань. Черная мечеть. Считалась соборной мечетью Бухарского двора (Фото wikipedia.org).
Таким образом, до петровских преобразований Астрахань являлась главным торговым центром на востоке Русского государства. Важную роль в этом играли торговые дворы, состоявшие из восточных купцов. Русское государство предоставило им особые привилегии, которые действовали вплоть до 1830-х годов.

Автор: Дамир Гайнутдинов