• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Политика, экономика и население Саудовской Аравии

Время чтения: 16 мин
27701

Ибн Сауд сделал своей важной опорой племенное начало: различные коче­вые и полукочевые племена стали социальной опорой модернизаторской политики короля и источником легитимности династии Ааль Сауд

Современное развитие Королевства Саудовской Аравии свидетельствует как о немалых достижениях в экономической и социальной сферах, так и о возникновении новых трудностей, по­рожденных в ходе стремительного процесса модернизации. Созданное в начале XX в. на основе примитивного бедуинского общества, саудовское королевство к концу века кардинально трансформировалось, вобрав в себя традиционные основы арабо-исламской цивилизации, некоторые плоды и достижения совре­менной западной культуры. Новое интегрированное состояние саудовского общества очень сложно, но его надежными (пока) скрепами являются ислам и традиции в духовной сфере и государ­ство в общественной сфере.

Опыт развития Саудовской Аравии за последнее десятиле­тие показал важность государства как главного субъекта социаль­но-экономического развития. Очевидно, что в королевстве оно иг­рает важную роль в экономической, социальной, политической, а также в культурной и духовной жизни. Но прежде рассмотрения деятельности государства в этих сферах обратимся к рассмотре­нию его природы. Саудовское государство- иноприродно запад­ной модели современного государства, притом что у них общая цель: обеспечение условий для развития общества в условиях ры­ночной экономики. Основатель Саудовской Аравии после завоева­ния и покорения в 1900-1920-е годы различных частей Аравии взял за образец нового государства образ Халифата времен пер­вых, «праведных» халифов, основным принципом которого был шариат. В то же время в более отсталом Неджде Ибн Сауд поло­жил в основу формирования государства концепцию уммы (рели­гиозной общины), а в более развитой провинции Хиджаз - кон­цепцию светского централизованного государства с элементами представительной власти. Возникновение такого симбиоза двух разнородных начал государственности было вызвано прагматич­ной целью - объединить Аравию под властью одной династии, но имело долгосрочные последствия.

Само по себе сочетание светского и духовного, религии и политики характерно для политической культуры ислама со вре­мен Халифата. Однако в условиях необходимости государственно­го строительства, с учетом усиливающихся потенциальных угроз власти династии Ааль Сауд со стороны как некоторых групп пле­мен Аравии, так и Великобритании, желавшей большей степени контроля над Аравией, Ибн Сауд не имел времени на постепенное установление в ходе модернизации гармоничного сочетания начал исламской и светской государственности. Первые были в общест­ве сильнее, но были враждебны переменам, вторые, очевидно, не­обходимы, но не имели опоры в обществе.

В тогдашних конкретно-исторических условиях Ибн Сауд сделал своей важной опорой племенное начало: различные коче­вые и полукочевые племена стали социальной опорой модернизаторской политики короля и источником легитимности династии Ааль Сауд. При этом в действительности он не намеревался со­хранить племенные основы социальной организации или принцип консенсуса в отношениях с племенами, все это с очевидностью препятствовало централизации власти в масштабах страны. Пле­мена нужны были ему для решения конкретных задач и лишь в ослабленном виде. Если бы Ибн Сауд оказался выразителем инте­ресов только кочевых племен, страна вернулась бы к состоянию Раннефеодального застоя, если бы он склонился в сторону город­ской буржуазии Хиджаза и отдал преимущество интересам тор­говцев и ростовщиков, то потерял бы свою опору в центральной Гравии. Сознавая это, Ибн Сауд сразу стал строить государство как институт высшей политической и социальной ценности. Тем самым созданное им государство превращалось не только в арбитра различных социальных сил и регулятора экономической жизни, но и в патриархального патрона. В то же время традицион­ная патриархальная форма отношений маскировала их изменив­шуюся суть и смягчала для жителей пустынной Аравии воспри­ятие перемен.

В отсталой Аравии лишь государство обладало возможно­стями   для   проведения   модернизации   всего   общественно-производственного организма (правда, в отличие от западных стран то была не созидающая, а догоняющая модернизация). Опыт республиканской Турции, в которой в основу государственного строительства был положен принцип этатизма, также учитывался королем. В фундамент созданного Ибн Саудом государства были положены начала религиозные, племенные и светские. Этот противоречивый симбиоз позволил не только выжить новому го­сударству, но и - благодаря нефтяному фактору - сформироваться своеобразной модели государственности. Важными системообра­зующими элементами этой модели стали принципы ислама (вклю­чая шариат), патриархального патернализма и светскость государ­ственности западного образца. Авторитарный королевский режим обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти, а также контролировал систему административного управления в провинциях. Режим стремился к сохранению религиозной и пле­менной лояльности, впоследствии - также лояльности социально-политической. Центральный аппарат государственного управления (Совет министров) обладал направляющими, регулирующими и контролирующими функциями в экономической жизни. Полити­ческая жизнь протекала в специфической форме внутридинасти-ческих, внутриклановых или межплеменных взаимоотношений, власть должна была считаться с мнением и улемов (семья аш-Шейх), и племенной аристократии (семьи Джилуви, Сунайян и др.). Социальное развитие отчасти протекало стихийно, отчасти регулировалось государством, исходившим из исламских и нацио­нально-государственных соображений.

Специфика саудовской экономики состоит в том, что власть не отделена от собственности, и правящая семья Саудидов в то же время управляет конгломератом различных промышленных и фи­нансовых корпораций

В ходе модернизации, проводимой королем Фейсалом в 1964-1975 гг., усилился абсолютистский характер власти короля за счет умаления исламских и племенных начал (но не отказа от них). Главенство государства оставалось бесспорным. Жесткая верти­кальная организация власти смягчалась в некоторой степени традициями патернализма и племенной демократии. Однако по мере модернизации саудовского общества и упрочения в социально-экономической жизни начал капиталистического строя и буржуазного общества (по западной модели) государство оказа­лось вынужденным реагировать на столь кардинальные перемены.

Важным рубежом в развитии государства стал 1992 г. Сау­довская Аравия была провозглашена арабским, исламским, полно­стью суверенным государством, религией которого является ислам, а конституцией - «Книга Аллаха Всевышнего и Сунна Его Пророка». В стране сохранялась монархическая форма правления, в основе которого лежат принципы «справедливости, совета и равенства». Был создан Консультативный совет из назначаемых королем «благочестивых и достойных людей» для участия обще­ства в делах государственного управления (фактически совеща­тельный орган власти был воссоздан на основах старого Совета (маджлиса), существовавшего 1926-1936 гг. в Хиджазе). Экономи­ческой и социальной основой государства являются «собствен­ность, капитал и труд». Государство гарантирует неприкосновен­ность частной собственности, берет на себя защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата, в соответствии с которым обеспечивает права человека. Оно поддерживает систему социаль­ного обеспечения и поощряет благотворительность. Тем самым был подтвержден системообразующий принцип саудовской госу­дарственности - принцип этатизма, что еще более сблизило ее с западной моделью государственности, в которой во второй поло­вине XX в. проявлялось все более активное вмешательство госу­дарства в экономическую, политическую и социальную жизнь страны.

К концу XX в. в основном завершился процесс модерниза­ции в саудовском обществе. Согласно долгосрочным планам и по­следовательным действиям государства в стране возникла совре­менная экономика, основанная на современных производитель­ных силах и функционирующая на основе капиталистических на­чал. В главной отрасли национального хозяйства - нефтегазовой -Действует государственная компании САУДИ АРАМКО. Объем Добываемой нефти остается на высоком уровне, принимаются ме­ры для увеличения ежедневного уровня добычи ради удовлетворе­ния спроса со стороны растущих потребителей Китая и Индии. В 2008 г. САУДИ АРАМКО разработала пятилетний план расши­рения своей деятельности. Намечено увеличить объем инвестиций в разведку новых месторождений и обустройство старых месторождений Гавар, Саффания, Марждан, Бери, Зулуф и нового - Манифа (от 10,7 до 13,7 млрд. долл.). К 2013 г. планируется увеличить число эксплуатируемых нефтяных скважин с 187 до 248, объем добываемой нефти до 12,5 млн. бар. в день, а далее - до 15 млн. Добыча природного газа обеспечивает потребности внут­реннего рынка, а часть газа экспортируется. САУДИ АРАМКО намеревается увеличить объем добычи газа с 5,5 млрд. футов3 в день до 14,5 млрд.

Курс на диверсификацию экономики за несколько десятиле­тий привел к изменению соотношения в общем объеме нефтяного экспорта долей сырой нефти и нефтепродуктов в пользу вторых. В разных районах королевства были построены новые нефтепере­рабатывающие и нефтехимические предприятия, намечается строительство новых. Так, САУДИ АРАМКО приступила вместе с другой крупнейшей государственной промышленной корпораци­ей, САБИК, к модернизации старейшего нефтеперерабатывающего предприятия в Рас-Таннура, мощности завода к 2013 г. возрастут с 2,4 млн. бар. в день до 3,6 млн.

Новые промышленные зоны создаются в районах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще девять но­вых зон (промышленных городов) в западной, центральной и севе­ро-западной частях страны

Использование плановых методов развития экономики по­зволило государству не только сконцентрировать усилия и ресур­сы на стратегически важных промышленных объектах, но и привлекать туда иностранный и национальный частный капитал. Ставка была сделана на создание специальных промышленных зон, начало чему было положено ранее: естественно возникший в конце 1930 - начале 1940-х годов район нефтепромыслов АРАМКО в Восточной провинции, на побережье Персидского залива, стал именно такой особой промышленной зоной. В 1970-е годы опыт его формирования и функционирования был использо­ван при создании новых промышленных зон: в районах Джубайль (побережье Персидского залива) и Янбо (побережье Красного мо­ря). Спустя 20 лет, по мере социально-экономического развития страны, встала задача развития иных, ранее отсталых районов. И вновь эту политику «экономического районирования» целе­направленно проводит государство.

Новые промышленные зоны создаются в районах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще девять но­вых зон (промышленных городов) в западной, центральной и севе­ро-западной частях страны. Наиболее крупным из них, видимо, станет Экономический город короля Абдаллы, строящийся на мес­те небольшого городка Рабиг на западном побережье королевства. В частности, предполагается, что новый морской порт войдет в десятку крупнейших портов мира. В промышленной зоне Медины намечается при содействии специалистов из Малайзии создать наукоемкие, высокотехнологичные производства, а также Город знаний и учебные центры при участии специалистов из универси­тета Тайбея. Стоит отметить обоснованность притязаний саудов-цев на создание постиндустриального сектора промышленности: уже в 2009 г. размеры капитализации рынка информационных технологий в стране оценивались в 135 млрд. риалов, что ставило эту сферу национальной экономики на третье место после финан­совой и нефтяной. Примечателен быстрый рост пользователей Ин­тернета в стране: 2008 г. - 7831,4 тыс. человек (34% населения), 2009 г. - 10 033,7 тыс. (34,7%).

Государство объявило о планах развития столицы Эр-Рияда (о формировании новых районов и строительстве метро). Города в королевстве стремительно растут: в 1950 г. 15% саудовцев жили в городах, в 2010 г. - 80%. Численность населения столицы со­ставляла в 1968 г. 350 тыс. человек, в 1992 г. - 2,8 млн., в 2008 г. -4,6 млн., а к 2020 г. ожидается в 11 млн. человек. Город растет го­ризонтально, 99% жилых домов составляют частные виллы. Ста­вится задача активизировать высотное строительство. Пока лишь в центре столицы возвышаются башни Фейсалийя и Королевская башня (300 м). Государство намерено совместно с частным капи­талом осуществить инвестиции в развитие инфраструктуры (строительство дорог, легкого метро) и энергетических мощно­стей. Обсуждаются планы создания двух городов-спутников с на­селением по 15 млн. человек. Частные банки готовы оказать фи­нансовую помощь правительству в реализации такого рода масштабных проектов, но очевидно, что главную роль в их реали­зации вновь будет играть государство.

В 2009 г. было объявлено о готовности двух государствен­ных инвестиционных фондов (Саудовский фонд промышленного развития и Фонд общественных инвестиций) поддержать создание двух крупных нефтехимических заводов на побережье Красного моря в районе г. Джизан (зона Джизан экономик-сити). Это будет одна из девяти новых экономических зон (экономических горо­дов), создание которых планирует Генеральное инвестиционное управление Саудовской Аравии. Создание таких промышленных зон, по планам власти, решает две стратегические задачи: расши­рение сотрудничества государства и частного сектора, а также создание новых рабочих мест для быстро растущей численно сау­довской молодежи.

Естественной частью социально-экономического развития является создание современной инфраструктуры. За годы первого восьмого пятилетних планов в стране была с нуля создана система современных автомобильных дорог, модернизированы или заново построены крупные морские торговые и пассажирские порты и аэропорты. Эти объекты обеспечивают условия для успешного функционирования внутреннего рынка и экспортно-импортных операций. При создании инфраструктурных объектов государство изначально сделало ставку на активность частного капитала, и это себя оправдало. Точно таким же образом государство начало дей­ствовать в сфере энергетики, но там раз за разом возникали раз­личные проблемы - как недостаточной эффективности частных компаний, так и нехватки инвестиций для развития отрасли.

Важно отметить, что государство не осознается как само­достаточное в процессе социально-экономического развития. Еще в 1962 г. реформатор Фейсал назвал седьмым пунктом в своей программе реформ (знаменитые «десять пунктов») нерушимость принципа частной собственности. Немного позднее, в 1966 г., в одном из интервью король-реформатор Фейсал сказал: «Мы наме­реваемся двигаться вперед благодаря широкому планированию, ведомые нашими исламскими законами и верой... Мы избрали экономическую систему, основанную на свободном предпринима­тельстве, так как мы убеждены, что она абсолютно подходит к на­шим исламским законам и соответствует условиям нашей страны, предоставляя возможность людям, обладающим инициативой, и любым группам работать для общего блага. Это не означает их безудержного роста, мы будем вмешиваться, когда правительство сочтет это необходимым, но без нанесения ущерба основному принципу...»

В 1980-е годы, по мере угасания нефтяного бума и по мере создания основ современной экономики и современного общества (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), власть приступила к проведению приватизации, главная цель которой -увеличение степени участия частного капитала в национальной экономике. Это стало важной частью политики экономической либерализации. Намечалось, в частности, повышение эффективно­сти действующих предприятий, облегчение условий внешнеторго­вых операций при гарантиях Саудовского фонда развития и пере­мещения капиталов, финансирование производственных проектов в развивающихся странах также при поддержке этого фонда, об­ращение иностранной валюты внутри страны. Предусматривалось создание наряду с государственными учреждениями образования и здравоохранения частных учебных заведений и медицинских уч­реждений.

Нефтяная, точнее нефтегазовая, сфера была и остается под контролем государства, а доходы от нее - в распоряжении госу­дарства. В 2000 г. королевским декретом был создан Высший со­вет по нефти и минеральным ресурсам. Все иные отрасли нацио­нальной экономики, созданные за последние десятилетия, составляют потенциальные объекты для приватизации. (Еще од­ним безусловным исключением из списка приватизации стала На­циональная кооперативная страховая компания.)

Со сменой эпох неизбежно должна меняться и экономиче­ская стратегия государства.

Теперь государство позволяет частному сектору действовать в сферах, бывших ранее исключительно в его владении. Гибкость правительственной политики видна в том, что частному капиталу предлагаются две формы приватизации: полный переход предпри­ятия в частные руки и частичный, с сохранением государственного участия (не менее 40%). В начале 1980-х годов частный капитал получил 30% акций крупнейшей промышленной компании страны САБИК. В 1997 г. начался процесс частичной приватизации госу­дарственных телефонных сетей страны (для повышения эффек­тивности деятельности и снижения стоимости операций). Не­сколько частных компаний в сотрудничестве с государственной Почтовой службой начали осуществлять быструю доставку почты и посылок. По степени важности и сложности на первое место в процессе приватизации следует поставить национальную авиаком­панию «Саудия». Она остается монополистом на внутренних и за­граничных авиалиниях, принося значительные убытки государст­ву. Различные попытки в 1980-1990-е годы рационализировать управление и снизить издержки успехов не принесли. Путем ее приватизации правительство надеется улучшить обслуживание пассажиров, увеличить прибыльность компании, рационализиро­вать расходы, диверсифицировать источники дохода компании. Важным шагом к достижению этой цели стало создание по реше­нию Совета министров в октябре 1998 г. частной акционерной На­циональной компании авиаперевозок, участником которой стала и «Саудия».

Из крупных проектов приватизации можно назвать также Морские порты, службы коммунального хозяйства. В июле 2007 г. Решением короля Абдаллы как председателя Высшего экономиче­ского совета список объектов для приватизации пополнился. В него вошли Корпорация по опреснению морской воды (предла­гается не менее чем 60%-ное участие частного капитала в отдель­ных операциях корпорации), Саудовская электроэнергетическая компания (дополнительный капитал необходим для реализации масштабных проектов энергогенерирующих мощностей), Саудов­ская железнодорожная организация (средства необходимы для строительства новых участков пути и 35 переходов для автомоби­лей и верблюдов на существующей дороге Эр-Рияд-Даммам), такие важные социальные объекты, как биржи труда, а в сельско­хозяйственном секторе - ветеринарные пункты и сети водоснаб­жения.

В августе 1999 г. правительством был одобрен проект, раз­работанный Высшим экономическим советом королевства, пред­ложившим в рамках экономических реформ программу приватиза­ции. Главные ее цели таковы: «Безопасность и благосостояние общества. Неуклонный рост национальной экономики, обеспечи­вающий реальное увеличение доходов населения. Стабилизация цен. Обеспечение рационального использования рабочей силы и оптимизация трудовых ресурсов, включая "саудизацию". Контро­лирование национального долга в разумных пределах. Справедли­вое распределение доходов, инвестиций и возможностей деятель­ности. Диверсификация экономики и увеличение доходов государства. Создание прочных правовых основ для инвестиций. Обеспечение правительством возможностей роста национальной экономики в соответствии с целями национального развития. Уси­ление способности национальной экономики к эффективному вхождению в мировое хозяйство. Расширение вклада частного сектора в национальную экономику путем реализации правитель­ством программы приватизации».

Эволюция саудовского национального хозяйства от моно­отраслевого к многоотраслевому, наметившаяся еще в 1980-е го­ды, но обретающая реальные черты спустя 20 лет, очевидно, повлечет за собой изменения в отношениях государства и частного сектора. С сокращением доли нефтяных доходов в бюджете слабе­ет способность государства к абсолютному доминированию вслед­ствие монопольного контроля над ресурсами. По мере возрастания доли ресурсов в виде собираемых налогов верховной власти необ­ходимо договариваться с отдельными группировками правящей элиты об условиях изъятия ресурсов. Таким образом, диверсифи­кация саудовской экономики со временем должна сказаться и на социально-политической жизни королевства.

Со сменой эпох неизбежно должна меняться и экономиче­ская стратегия государства. Остаются в прошлом принципы «мо­билизационной экономики», обеспечившие в 1970-1990-е годы высокие темпы экономического роста. Но то, что было 20 лет на­зад плюсом, сейчас становится минусом. Национальное хозяйство и его новые движущие механизмы обретают современные реаль­ные очертания, и открывается, что сами по себе «рыночные силы» не в состоянии обеспечить успешное развитие королевства. В стране давно сформировался государственно-монополисти­ческий уклад наряду с частным капиталистическим укладом, и их взаимодействие способно организовать лишь государство.

Стоит отметить, что, несмотря на очевидную «нефтяную» и «аравийскую» специфику, названная «двуслойность» саудовской экономики вполне обычна для Запада. Ф. Бродель четко различал «капитализм в разных его формах» и «рыночную экономику» или «два этажа» западной экономики: «сектор монополистический и сектор конкурентный», видя в том «живую диалектику капитализ­ма». Специфика саудовской экономики состоит в том, что власть не отделена от собственности, и правящая семья Саудидов в то же время управляет конгломератом различных промышленных и фи­нансовых корпораций. Это позволяет ей через формальные и не­формальные механизмы регулировать экономическое развитие как на уровне государственно-монополистического уклада, так и на более низком уровне. Интересы национальной экономики и инте­ресы государства совпадают в главном, и это соображение одно­значно требует от последнего способствовать развитию капитали­стической (и - возможно, в будущем - посткапиталистической) экономики.

Основой социального развития королевства служит нефтега­зовый сектор. Так, несмотря на быстрый рост численности населе­ния с 22,5 млн. человек в 2004 г. до 25,4 млн. в 2009 г., объем ВВП надушу населения неуклонно рос, составив соответственно 41 668 и 55 535 риалов. Продолжительность жизни увеличилась с 54 лет в 1975 г. до 72,7 лет в 2007 г., что выше, чем в большинстве араб­ских и развивающихся стран. Уровень детской смертности (на 1 тыс. детей) понизился со 185 в 1970 г. до 26 в 2005 г. Основная Часть населения проживает в городах: 1975 г. - 58,3%, 2010 г. -82,1%. Благодаря активной политике государства сформировались Новые социальные силы: национальная буржуазия, рабочий класс, интеллигенция, бюрократия. Развитие системы образования было и остается одним из важнейших приоритетов саудовского государ­ства. Закончилась эпоха «нефтяного опьянения», когда казалось, что все можно купить за нефтедоллары. Ныне все больше внимание обращается на развитие человеческого фактора. В 1998 г. уси­лия властей по ликвидации неграмотности в королевстве были отмечены специальной премией ЮНЕСКО. В последнее десятиле­тие, несмотря на финансовые трудности, расходы государства по статье «развитие человеческих ресурсов» остаются в бюджете од­ними из самых больших (будучи неизменно на втором месте после расходов на оборону и безопасность): 2008 г. - 104,6 млрд. риалов (25,5%), 2010 г. - 137,4 млрд. (25,5%).

Социальные комментарии Cackle