Каким был Аравийский полуостров до прихода посланника Аллаха ﷺ?
Что такое реформы? Какое место обновленческие движения занимают в исламе? Каким был Аравийский полуостров до прихода Мухаммада ﷺ? Как происходило становление исламского права и его распространение? На эти вопросы ответил Абдулла хазрат Адыгамов, доцент, заведующий кафедрой арабского языка и гуманитарных дисциплин КИУ, в рамках курсов повышения квалификации по реформам и обновленческим движениям в исламе, которые проходят в эти дни в Казани.
Что же такое реформа? Преобразование, изменение какой-либо стороны общественной жизни без уничтожения основ существующей социальной структуры, пояснил слушателям Адыгамов.
Какими были арабы до ислама?
«В каком состоянии был Аравийский полуостров до прихода ислама? Джахилия, поклонение идолам, общинное устройство жизни, вассальная зависимость от Персидской империи, деление общества на страты. На самом верху находились авторитетные арабские племена. Чем ниже был социальный статус, тем меньше прав. Те, кто находились на третьей ступени и ниже, уже не имели права голоса, никаким образом не влияли на социальную, политическую жизнь общества. Самая низшая страта – рабы.
В этот период было слабо развито ремесло, преимущественно племена занимались скотоводством и садоводством. В обыденной жизни руководствовались нормами обычного права. Конечно, не всегда население было готово принять решение судьи, могло дойти до кровной мести и даже войны между племенами», – пояснил в ходе лекции Абдулла Адыгамов.
Справедливости ради, стоит отметить, что, за исключением основ акыды, ислам не поменял коренным образом жизнь арабов. У арабов было понятие Аллах, наблюдались зачатки веры, но одновременно с этим они были многобожниками, обожествляли иные силы, поклонялись идолам. Шариат внёс некоторые ограничения в торговые отношения. Так, ряд сделок был запрещён.
«Также были отрегулированы права женщин, отменены некоторые виды доисламского брака. Конечно, клановость никуда не делась, поскольку ислам закрепил родственные связи, а не отменил их. Но стал действовать запрет кровной мести», – отмечает Абдулла хазрат.
Как распространялось исламское право?
Первая четверть VII – первая четверть VIII веков (конец I века по хиджре – начало II) знаменуется появлением источников исламского права, законодательства; их систематизацией; формированием первых двух методологических школ в исламском праве.
«Самое главное событие, произошедшее в этот временной промежуток, – систематизация Корана. Как происходил процесс систематизации сунны? Когда начинают собираться хадисы? С чего начинается этот процесс? Очень много вопросов. Мы с вами знаем, что в мекканский период Пророк ﷺ запретил записывать хадисы, а в мединский разрешил. С чем это связано? В Медине появляется больше возможностей, так как мусульмане не находятся под гнётом язычников, могут приобретать материалы для письма, записывать хадисы. Именно в Медине появляется государство, а мусульмане становятся более состоятельными с экономической точки зрения.
Первые сборники хадисов, к сожалению, не дошли до наших дней, но были очень объёмными. Сбор сунны запаздывает примерно на 50-60 лет от начала собрания Корана воедино. На государственном уровне приказ собрать хадисы в единый сборник отдал халиф Умар. При правлении династии Омейядов сборник хранился в библиотеке, но при смене власти был утерян», – рассказал хазрат.
Появление школы рационального суждения
Это положило начало новой традиции, уже исламской. В этот период закладываются основы методологии исламского права. После смерти пророка Мухаммада ﷺ сподвижники разъезжаются, а знания Пророка ﷺ начинают распространяться по регионам. Появляются два центра знаний – Хиджаз и Куфа (школа мнений (рационального суждения).
«В Хиджазе следовали пророческой традиции, буквальное следование. Продолжение пророческого наследия можно видеть в наследии имама Малика, который третьей основой права (после Корана и сунны) сделал поступки жителей Медины», – пояснил Адыгамов.
Что касается центра знаний в Куфе, то местная школа не отвергала предания. «Центр знаний в Куфе предполагал осмысленный подход к наследию Пророка ﷺ, к текстам Корана и сунны, сопоставление, что приемлемо с точки зрения разума, а что нет. Методология заключалась в рациональной оценке текстов Корана и сунны. Если учёный видел несоответствие, то делал анализ, что с точки зрения разума более приемлемо к данной ситуации», – добавил Абдулла хазрат Адыгамов.
Начинают формироваться свои фетвы, при подготовке которых также учитывались условия жизни конкретного региона, национальный и конфессиональный состав населения. В этот же период происходит зарождение источников исламского права, процесс собирания и систематизации, дифференциация наук (сира, акыда, фикх и т.д.), возникновение двух школ.
Актуально! Читайте также: Шариат и рациональное суждение
Интересно! Читайте также: Шариат и рациональное суждение. Часть 2
Второй этап, по словам хазрата, приходится на вторую четверть VIII – первую половину XIII веков. В этот период руководящие должности занимает аббасидская династия.
«Для этого периода характерна доктринальная разработка исламского права, методологии. Немалую важную роль здесь сыграло благосклонное отношение аббасидов к учёным и интерес к наукам, в том числе появление Дома мудрости (Бейт уль хикма). Параллельно с этим происходило формирование мазхабов, которых было порядка 200. Тогда понятие мазхаба отличалось от сегодняшнего. Поступательное развитие исламского права продолжается вплоть до 1285 года (падение Багдада).
Начиная с этого времени в исламском праве наступает процесс упадка и застоя. Это связано и с падением аббасидской династии, и с началом раздробленности единого ранее халифата. К этому моменту уже была выстроена методология, было решено большее количество вопросов, отобраны наиболее подходящие фетвы. Но при этом возникали всё новые вопросы. Появляется идея о том, что великие учёные умерли и больше никогда не появятся, пора закрывать врата иджтихада», – резюмировал Адыгамов.
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Ильмира Гафиятуллина