• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Шариат и рациональное суждение. Часть 2

Время чтения: 5 мин
4682

Шариат и рациональное суждение. Часть 1. http://islam-today.ru/obsestvo/nauka-i-tehnologii/sariat-i-racionalnoe-suzdenie/

Из вышеизложенного следует, что применение преданий, в которых содержится осуждение умозаключения, основанного на пристрастии, в отношении осуществлении фикха и сопоставлении факихами возникающих вопросов с вопросами, упомянутыми в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, является проявлением пристрастия, что шариат не приемлет.

Что касается обособления данным названием (асхаб ар-ра’й) ханафитов, то это допустимо лишь с целью указания на их превосходство в извлечении предписаний шариата. Фикху, где бы он ни осуществлялся: в Ираке или в Медине, непременно сопутствует рациональное суждение. Факихи отличаются друг от друга в определении условий иджтихада в зависимости от их видения аргументов. При этом Коран, Сунну, консенсус, кыйяс они единодушно считают источниками исламского законодательства и не ограничиваются лишь одним из них.

Если сторонников следования хадисам (ахль аль-хадис) – передатчиков Сунны можно сравнить с аптекарями, то факихи ‒ врачеватели, как говорит аль-Аʻмаш. Если передатчик хадисов вызовется давать фетвы, не обучившись фикху, то он выставит себя на посмешище. Примеры подобных случаев приводят ар-Рамахурмузи в «аль-Мухаддис аль-фасыль», Ибн аль-Джавзи в «ат-Тальбис» и «Ахбар аль-хумка», аль-Хатыйб аль-Багдади в «аль-Факых ва аль-мутафаккых» . Однако описание школы ахль аль-хадис не является целью настоящего трактата.

Ханбалит Сулейман ибн ʻАбдулькавий ат-Туфи в своем комментарии к книге «Мухтасар ар-Рауда», посвященной изложению основ ханбалитского толка, сказал: «Да будет тебе известно, что асхаб ар-ра’й, если рассматривать это словосочетание как определение, подразумевает тех, кто применяет принцип рационального суждения при установлении норм шариата, и включает всех ученых Ислама. Ибо ни один муджтахид при осуществлении иджтихада не может обойтись без размышления и умозаключения хотя бы при установлении (тахкыйк аль-манат) или выявлении причины (танкыйх аль-манат) того или иного предписания, относительно необходимости чего нет расхождений . Если же рассматривать словосочетание асхаб ар-раʻй как название, то в словоупотреблении предшественников (саляф) из числа передатчиков хадисов после ереси о сотворенности Корана  ими назывались ученые Куфы: Абу Ханифа и его последователи, которых часть этих предшественников несправедливо обвинила. В действительности же Абу Ханифа непричастен и чист от брошенных в его адрес обвинений. Если некоторые суждения Абу Ханифы и расходятся с Сунной, то вследствие иджтихада на основе ясных известных всем аргументов. Однако его оппоненты весьма редко подходили к их рассмотрению беспристрастно. В случае, если Абу Ханифа в своем иджтихаде допустил ошибку, то заслужил одну награду. В случае, если был прав, то заслужил две награды . Лица, порочащие Абу Ханифу, либо завистники, либо им неизвестно о способах осуществления иджтихада. Последние слова имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), сказанные об Абу Ханифе, содержат добрый отзыв и хвалу. Это упомянул Абу аль-Вард из числа наших сторонников (ханбалитов) в книге «Усуль ад-дин».

Шафи‘ит аш-Шихаб ибн Хаджар аль-Макки в своем труде «аль-Хайрат аль-хисан» сказал: «Ты не должен понимать из названия учеными ‒ т.е. поздними шафи‘итами ‒ Абу Ханифы и его последователей асхаб ар-ра’й то, что тем самым они упрекали их и обвиняли в том, что они предпочитали собственное суждение Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и высказыванию его сподвижников, ибо они к этому непричастны». Затем Ибн Хаджар пространно изложил насколько Абу Ханифа и его последователи придерживались Корана, Сунны и высказываний сподвижников в опровержение считавших иначе.

Среди благочестивых передатчиков хадисов также есть группа, которая осуждают Абу Ханифу и его последователей ввиду того, что им (передатчикам) неизвестно о причинах, ослабляющих те или иные предания, которые оставили Абу Ханифа и его последователи. Это заставило их считать, что Абу Ханифа и его последователи оставили хадисы, отдав предпочтение рациональному суждению. Весьма часто они просто оказываются не в состоянии понять причины извлечения Абу Ханифой и его последователями тех или иных предписаний ввиду их тонкого суждения и неспособности передатчиков мыслить подобно им. Отчего они упрекают факихов в том, что те оставляют хадисы в пользу рационального суждения. В действительности такого рода упреки роняют прежде всего самих обвинителей.

Ибн Хазм отверг кыйяс в качестве основы исламского законодательства в общем и в частности. Абу Ханифа и его последователи подверглись с его стороны тем же нападкам, что и остальные ученые, принимавшие кыйяс в качестве источника шариата. Кади Абу Бакр Ибн аль-‘Араби ‒ один из тех ученых, которые выполнили долг по их оправданию (в своем труде «аль-‘Авасым мин аль-кавасым»).

Заявления Ибн Хазма, отвергающие кыйяс, лишены малейшей аргументации; все, на чем они основываются, ‒ это отрицание сообщений, переданных от сподвижников, в которых утверждается кыйяс в качестве одного из источников шариата, а также на слабых сообщениях . Вызывает удивление то обстоятельство, что один из авторов журналов , не получивших знание у истинных ученых, свое издание использовал в качестве трибуны для призыва к своему толку, об основах и ветвях которого ничего неизвестно. Десять лет назад он сочинил трактат под названием «Основы общего законодательства», в котором объединил не в соответствии с методологией ученых-имамов отрицающие кыйяс тезисы Ибн Хазма и тезисы некоторых ученых, утверждающих кыйяс, а также другие мнения. Свой толк Ибн Хазм строил исключительно на принципе, который называл благом (аль-масляха) , даже если это «благо» и противоречило откровенным текстам Корана и Сунны. Таким образом его толк вобрал в себя взаимоисключающие основы, из которых выводились аналогичные взаимоисключающие ветви. Подобного рода подход может существовать только в расстроенном сознании. Все это напоминает попытку породить из коровы человека и подобное этому...

Продолжение следует

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle