• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мир мечетей Стамбула: прошлое и настоящее

Время чтения: 6 мин
353

Мир мечетей Стамбула (Источник фото: zen.yandex.ru).

Мир мечетей Стамбула (Источник фото: zen.yandex.ru).

Начало: Мир мечетей Стамбула: секреты их поразительной устойчивости

Прошлый пост завершался тезисом о том, что Стамбул стал приобретать облик мусульманского города сразу после того, как он перешел в руки тюрок-османов в 1453 году. За века, прошедшие к моменту воцарения на престоле султана Абдулхамида II, правившего в 1876-1909 гг., Стамбул уже был не только мусульманским городом, но одним из главных городов мусульманского мира, столицей Османского халифата, заботливо хранившим и преумножавшим традиции и четырехсотлетнего государства.

За прошедшие века уже были воздвигнуты грандиозные мечети, такие как Мечеть Фатих (1470), Мечеть Сулеймания (1557), Мечеть Султан Ахмад (Голубая мечеть) (1616). Они были не только местами исполнения мусульманского поклонения и собраний правоверных, но символами османского правления и власти. Важность этих великих архитектурных шедевров была настолько велика, что именно они дали свое название городским районам, в которых находились.

Илл.1 Вид на Мечеть Фатих (XIX в.) (Источник фото: camisupurgeleri.com).

Илл.1 Вид на Мечеть Фатих (XIX в.) (Источник фото: camisupurgeleri.com).

Эти монументальные сооружения имеют свою уникальную историю, являются святынями для местных жителей, яркими символами великого города, а также точками притяжения туристического потока.

Вид на Мечеть Султан Ахмад (Голубая мечеть) (Источник фото: sultanahmetcamii.org).

Вид на Мечеть Султан Ахмад (Голубая мечеть) (Источник фото: sultanahmetcamii.org).

Османский халифат был многонациональным и многоконфессиональным государством. В XIX веке тюркам-османам приходилось концентрироваться на идее халифата, на идее исламской власти. Это было необходимо для того, чтобы компенсировать влияние растущих националистических течений. Предполагалось, что не-тюркские, но, при этом, мусульманские этносы империи, такие, как арабы, курды и др. будут консолидироваться вокруг центральной власти, олицетворением которой был султан-халиф, т.е. религиозный лидер всех мусульман мира.

В сложившемся внутриполитическом контексте, когда османское государство стремилось с новой силой утвердить свое превосходство, стамбульские мечети испытали на себе влияние такой политики и приобрели новую трансцендентную символику. Это касается, таких храмов, как Мечеть Йени Абдулмеджид (Büyük Mecidiye) в Ортакёе, Мечеть Пертевниял Валиде в Аксарае (см. пред.пост) и мечеть Тесвикие в районе Нишанташи. Все они являются лишь некоторыми из сооружений, построенных в эпоху правления Абдулхамида. Можно сказать, что мечеть Йылдыз была вершиной этой тенденции.

Мечеть Йени Абдулмеджид (Büyük Mecidiye) постр. в 1853 (Источник фото: raillynews.com).

Мечеть Йени Абдулмеджид (Büyük Mecidiye) постр. в 1853 (Источник фото: raillynews.com).

Одним из самых ярких образцов культовой архитектуры поздне-османского периода, построенном при султане Абдулхамиде II является Мечеть Йылдыз Хамидийе (Звезда Хамида). Ей было суждено стать последним храмом Стамбула, возведенным по велению султана. Мечеть Йылдыз Хамидийе, фактически, отсутствует в коллективном стереотипном представлении о Стамбуле. Однако именно она несет в себе знаки новых смыслов, которые вкладывались в этот храм на закате империи.

Мечеть Йылдыз Хамидийе (постр. в 1886 г.) на старинной открытке (Источник фото: amazon.com).

Мечеть Йылдыз Хамидийе (постр. в 1886 г.) на старинной открытке (Источник фото: amazon.com).

Однако при строительстве мечети подобных пессимистичных настроений не наблюдалось. Мечеть Йылдыз должна была возвестить новый рассвет для османов, стать символом незыблемости султанской власти и государства.

Внешние вызовы, в виде нарастающего давления европейских держав и территориальных потерь в результате проигрышных войн, подталкивали османов искать способы укрепления государства. Стали представлять реальную угрозу растущие националистические движения среди подданных нетюркского происхождения. Поэтому на протяжении всего XIX в. османские власти стремились омолодить империю новой объединяющей идеологией: той, которая была основана на исламе, принимала современность и разнообразие империи, и той, в которой признание османской власти было абсолютным.

Внутреннее убранство Мечети Йылдыз (Источник фото: zekeriyaipek.blogspot.com)

Внутреннее убранство Мечети Йылдыз (Источник фото: zekeriyaipek.blogspot.com)

Эта попытка достигнет кульминации в период правления султана Абдулхамида II, который в честь его имени называется Хамидийским периодом.

Современный облик Мечети Йылдыз (Источник фото: middleeasteye.net).

Современный облик Мечети Йылдыз (Источник фото: middleeasteye.net).

В эти годы была предпринята попытка совместить идеи модерна и османские исламские традиции. Такие идеалы пронизали собой в том числе и архитектуру позднего османского Стамбула. Османы стали разрабатывать новый архитектурный стиль. Мечеть Йылдыз представляет собой пример наивысшего воплощения новых веяний.

Продолжение следует...

Автор: Айдар Хайрутдинов

Реклама
Социальные комментарии Cackle