• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ислам - нравственность в экономике

Время чтения: 3 мин
6326

Безнравственная экономика подобна бездушному телу и обречена на кризис и крах. Ведь именно нравственность в экономике позволяет соблюдать ее главные принципы и законы, один из которых -  справедливая конкуренция, во всех отраслях, создающая благоприятную почву для экономического роста роста, и равномерное распределение прибыли, ведуще к процветанию нации. Экономика может быть здоровой лишь при наличии в ней «здоровой души», основанной на принципах неподкупной справедливости.

С точки зрения Ислама понятие справедливости занимает центральное место в общественной жизни. Залог успеха любого объединения, от самой его маленькой единицы (семьи), до самой большой (государства), опирается непосредственно на этот принцип. Всевышний Аллах в Коране велит нам быть справедливыми, сторониться притеснений, соблюдая при этом беспристрастность:

• «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание». (сура Ан-Нахль, аят 90)

• «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (сура Аль-Хулжурат, аят 9).

Все в этом мире создано Великим Творцом в гармоничной пропорции, в том числе экономическая и социальная жизнь человечества. И как говорит нам Мудрый и Справедливый Творец:

«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах» (сура Ар-Рахман, аяты 7-8).

Однако, будет не совсем верным понимать «дозволенное на весах» только в прямом смысле как конкретные физические явления. Аллах создал каноны социальной системы человеческого развития в рамках определенного «дозволенного на весах», где фундаментальным принципом является соблюдение этой справедливости в экономической жизнедеятельности человека.

Антиподом справедливости принято считать зульм. По мнению Имама Газали есть два пути его избежать.

1) Отстранится от дел, которые могут в конечном итоге принести вред как самому индивидууму, так и в целом обществу; 

2) Избегать людей и действия, которые могут нанести подобный вред.

К примеру, если вы занимаясь производством или реализацией той или иной продукции получаете прибыль, но наносите вред обществу, за которое оно в итоге и расплачивается, то это и будет зульм.

Коррупция, взяточничество, черный рынок, загрязнение окружающей среды - это далеко не полный список распространенного на сегодняшний день зульма. Подобный зульм наносит значительный урон как экономике, так и мировому сообществу в целом, словно опасный вирус, пожирающий организм изнутри, приводя в итоге к летальному исходу.

Закрывать глаза на подобные проблемы, делать вид - это не путь ведущий к довольству Всемогущего и Справедливого Создателя, ибо это нарушает установленное Великим Аллахом «дозволенное на весах», соблюдение и сохранность которого, является важной обязанностью каждого верующего человека.

Если бы на сегодняшний день, эти понятия воплощались в жизнь, а не просто существовали на словах, то вполне вероятно, по Милости Создателя, мир стал бы совсем иным.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle